Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 2/2018
Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами?
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, приведенному в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, но не превышающем 4 000 руб.
При этом п. 2 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ определено, в частности, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к одному из родителей умершего несовершеннолетнего на день смерти несовершеннолетнего.
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Также в силу пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые по законодательству РФ.
С учетом изложенного указанное социальное пособие на погребение не облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев 2017 года, представленного казенным учреждением, начислил пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ в размере, не превышающем 100 руб. Бухгалтер учреждения уплатил указанную сумму за счет собственных средств. Однако налоговый орган отказался зачесть данный платеж в качестве погашения задолженности по начисленной сумме пени, поскольку оплата произведена физическим лицом. Правомерны ли действия налогового органа?
С 30.11.2016 согласно абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. На основании п. 8 ст. 45 НК РФ указанное правило применяется также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяется на налоговых агентов.
Таким образом, за налогового агента сумму начисленных ему пеней по НДФЛ вправе уплатить иные лица, под которыми в силу абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются организации и (или) физические лица. При этом налоговое законодательство не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налоговым агентом и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога, пеней и штрафов за налогового агента.
Учитывая изложенное, физическое лицо – бухгалтер вправе уплатить за налогового агента – казенное учреждение сумму пени по НДФЛ, а налоговый орган обязан учесть данную сумму в качестве погашения соответствующей задолженности.
Учреждение в I – III кварталах 2017 года производило начисление и выплату заработной платы работникам, при этом удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ. Отчеты по форме 6-НДФЛ за указанные периоды 2017 года представлялись в налоговый орган. В связи с тяжелой экономической ситуацией начиная с 01.10.2017 все работники учреждения находятся в административном отпуске, какие-либо начисления и выплаты в пользу физических лиц в IV квартале 2017 года не производились. Необходимо ли учреждению представлять в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год?
На основании с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке (далее – Порядок), которые утверждены ФНС.
В силу положений п. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 24, ст. 216 НК РФ организация, производившая в 2017 году в пользу физических лиц выплаты, подлежащие обложению НДФЛ, признается налоговым агентом.
Согласно Порядку расчет по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. При этом в разд. 1 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 3.1 Порядка).
Вместе с тем исходя из разъяснений ФНС в разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца отчетного периода.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации учреждению необходимо представить расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год, продублировав в нем данные по разд. 1 расчета за девять месяцев 2017 года, при этом разд. 2 расчета не заполняется.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения за счет бюджетных средств установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Облагаются ли страховыми взносами суммы указанных компенсаций работникам?
Минфином в п. 2 Письма от 05.10.2017 № 03-15-06/64946 применительно к рассматриваемой ситуации разъяснено, что, поскольку на целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга № 728-132 не указано, она не может быть признана компенсационной и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Между тем, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений.
Термин «трудовые отношения» в НК РФ не определен, следовательно, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ его необходимо применять в том значении, которое имеется в отраслевом законодательстве.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16 ТК РФ). Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется, в частности, предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату (ст. 56 ТК РФ).
В силу ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга социальная поддержка – система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 44, п. 3 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, – предоставление ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы следующим медицинским и социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания населения:
-
социальным работникам отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений срочного социального обслуживания государственных учреждений социального обслуживания населения;
-
медицинским сестрам (братьям) специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов государственных учреждений социального обслуживания населения.
Таким образом, предоставление данных выплат относится к расходным обязательствам г. Санкт-Петербурга и финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ. Эти компенсации не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), в силу их характера не признаются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, в том числе и потому что предусмотрены не трудовыми договорами, а законодательным актом субъекта РФ, императивно указывающим на их компенсационный характер. Вне зависимости от отсутствия упоминания о целевом назначении выплат они сохраняют свою социальную направленность и не считаются вознаграждением за выполнение работниками трудовых функций.
При этом выплата компенсаций не поставлена в зависимость от квалификации работников, сложности, качества, количества выполнения работы. А факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой выплаты в рамках трудовых отношений.
С учетом изложенного суммы рассматриваемых компенсаций не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются объектом обложения, установленным ст. 420 НК РФ.
Вместе с тем в случае разногласий с контролирующими органами плательщику надлежит отстаивать свои законные интересы в судебном порядке.