Источник: Специалисты компании "Гарант"

Учреждение списало материалы и ОС, образовался металлолом. Металлолом реализован сторонней организации. Доходы от реализации металлолома, полученного в рамках приносящей доход деятельности, в федеральный бюджет не перечислялись. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать по проведенным операциям и как в бюджетном учете отражать реализацию металлолома? Какой порядок налогообложения данной операции? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина и Кошелева Юлия.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации металлолома в доход федерального бюджета осуществляет Росимущество, выступающее от лица собственника имущества и выполняющее функции администратора соответствующего дохода.

Обоснование вывода:

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Это означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета. Согласно ст. 51 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, зачисляются в доход федерального бюджета по нормативу 100%.

Имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, также закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является государственной собственностью. Соответственно, к такому имуществу применяются те же положения, что и к имуществу, приобретенному в рамках бюджетной деятельности.

Данный вывод подтверждается п. 3 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений". Согласно данному пункту федеральные органы исполнительной власти обязаны предусматривать в уставах федеральных государственных учреждений:

  • исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который, в том числе, устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.

Кроме того, п. 8 части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ), определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, установлены группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов для отражения операций с доходами, полученными от приносящей доход деятельности.

Согласно данному пункту доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются:

  • доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 120);
  • рыночные продажи товаров и услуг (КОСГУ 130);
  • безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 180);
  • целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей (КОСГУ 180).

Иных доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в частности, доходов от реализации имущества (КОСГУ 410, 440) Законом N 63-ФЗ не предусмотрено.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляется администраторами доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).

Перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приведен в приложении N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н).

Согласно данному приложению главным администратором доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу является Росимущество.

Учреждению также необходимо учитывать, что операции по реализации металлолома являются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Освобождается от обложения НДС реализация лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

Кроме того, доходы бюджетного учреждения от реализации металлолома подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены ст. 321.1 НК РФ. Что касается уплаты налога на прибыль, то согласно нормам ст. 247 и 249 НК РФ выручка от реализации лома учитывается при исчислении налога на прибыль.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 22.02.2006 N 02-05-03/366, письме УФНС России по г. Москве от 24.08.2006 N 20-12/75584.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Единый порядок ведения бюджетного учета для всех бюджетных организаций в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете учреждения могут быть сделаны следующие записи:

Дебет КРБ 210506340 Кредит КДБ 240101172
- принят к учету металлолом, полученный от ликвидации объекта основных средств, по рыночной стоимости;

Дебет КДБ 240101172 Кредит КРБ 210506440
- списана стоимость реализуемого металлолома;

Дебет КДБ 220509560 Кредит КДБ 240101172
- начислен доход от реализации лома;

Дебет КДБ 240101172 Кредит КДБ 230304730
- начислена задолженность по НДС;

Дебет КДБ 240101172 Кредит КДБ 230303730
- начислена задолженность по налогу на прибыль, подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;

Дебет КДБ 240101172 Кредит КДБ 230305730
- начислена задолженность перед бюджетом за реализуемые нефинансовые активы после начисления соответствующих налогов;

Дебет КИФ 220101510 Кредит КДБ 220509660
- зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств денежные средствами за реализованный металлолом.

Одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440;

Дебет КДБ 230305830 Кредит КИФ 220101610
- перечислены в доход бюджета денежные средства от реализации нефинансовых активов.

Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440;

Дебет КДБ 230303830 Кредит КИФ 220101610
- перечислен налог на прибыль в доход соответствующих бюджетов.

Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440;

Дебет КДБ 230304830 Кредит КИФ 220101610
- перечислен НДС в доход бюджета.

Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина,
Кошелева Юлия
Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях" № 12 июнь 2010 год.