Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 9/2009

Аршулик В. А., эксперт журнала "Учет в бюджетных учреждениях"

Порядок уплаты учреждениями налога на прибыль при сдаче госимущества в аренду должен претерпеть изменения. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ по итогам очередного спора между налоговиками и бюджетниками. Какие нормы должны скорректировать законодатели? Подробности — в статье.

Суть проблемы

Учреждения сдавали госимущество в аренду сторонним организациям. Средства, полученные от использования федеральной собственности, зачислялись сразу на единый счет федерального бюджета (то есть непосредственно на счета учреждений они не поступали). Впоследствии суммы отражались на лицевых счетах заведений в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

Налог на прибыль не начислялся и соответственно в бюджет не был уплачен. Ведь возможности распоряжаться данными средствами учреждения не имели. Они считали, что арендная плата, зачисленная на счет бюджета, — это их неналоговые доходы. Тем более что ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Бюджетном кодексе РФ нет установленного порядка и сроков уплаты бюджетниками данного налога.

Налоговики указанные действия (а точнее бездействие — неуплату налога) расценили как правонарушение. На основании решения инспекции учреждения были привлечены к ответственности.

Бюджетники обратились в Конституционный суд РФ с заявлением — признать, что существующий порядок уплаты налога вводит необоснованную обязанность по его уплате, нарушая конституционное требование об определенности налогового регулирования.

Арбитры приняли важные решения

В постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П Конституционный суд РФ заключил, что, во-первых, учреждения все же должны платить налог на прибыль, так как это не противоречит законодательству. А во-вторых, он обязал законодателей разработать соответствующие нормативные акты и установить в них порядок уплаты этого налога бюджетниками. Причем выполнить подобное поручение надлежит в определенный срок — до 1 марта 2010 года.

Рассмотрим доводы Конституционного суда РФ.

Доходы от аренды должны облагаться налогом

Если учреждение ведет помимо уставной деятельности еще и коммерческую, то, согласно положениям Налогового кодекса РФ, оно признается плательщиком налога на прибыль.

Доходами в рассматриваемом случае будут средства, полученные бюджетниками от сдачи имущества в аренду (арендная плата за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества). И хотя их действительно причисляют к неналоговым доходам бюджета, таковыми они считаются только после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством (абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Конституционный суд РФ заключил, что сдача в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, — это коммерческая деятельность учреждений, в результате которой у них возникает налогооблагаемый доход от иных источников (ст. 321.1 Налогового кодекса РФ). И платить налог на прибыль бюджетники должны. Тем более что пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ прописана такая обязанность учреждений при получении средств от сдачи в аренду госимущества, переданного в оперативное управление.

Порядок уплаты затруднен. Необходимы новации

Судьи отметили, что противоречивость законодательных норм состоит в том, что:
— с одной стороны, доходы учреждений от сдачи в аренду госимущества признаются дополнительным источником их бюджетного финансирования (после поступления на единый счет федерального бюджета эти суммы отражаются на лицевых счетах как средства, предназначенные для содержания учреждений);
— с другой стороны, данные средства считаются доходом бюджета только после уплаты налогов и сборов с доходов от использования госимущества.

Получается, что когда поступает налогооблагаемый доход, учреждения не могут им распоряжаться (в том числе они не вправе использовать его для уплаты налога). А когда суммы поступают на счета бюджетников, то они квалифицируются уже не как доход, а как дополнительное финансирование, доведенное на конкретные цели в разрезе по кодам бюджетной классификации.

Нечеткое правовое регулирование создает препятствия для выполнения учреждениями налоговой обязанности. Для устранения этого суд обязал законодателей сформировать достаточную и ясную нормативную базу.

В заключение уточним, что постановление № 10-П издано по делу, участниками которого были государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Однако, по мнению редакции, рассматриваемое дело актуально для всех бюджетных учреждений, которые получают доходы от сдачи госимущества в аренду.

Заметим также, что до внесения необходимых изменений бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль в действующем порядке с учетом разъяснений, содержащихся в правовых актах уполномоченных федеральных органов.

Минфин России: система уплаты налога не урегулирована

Сложность, возникающую при уплате налога на прибыль бюджетными учреждениями, отметили и финансисты. Ведь доходы в большинстве случаев перечисляют на единый счет бюджета и непосредственно в распоряжение учреждений они не попадают (письмо Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 01-СШ/30). А каким образом и за счет каких средств бюджетники должны уплатить налоги, законодательство не уточняет.