Источник: Деловой квартал
«Разделение бизнеса на субъекты принято называть дроблением. В статье мы не будем подробно рассматривать схемы дробления. Главное, что важно понимать: не каждый случай такого разделения — незаконный».
Руководитель судебной практики ГК Umbrella Group Игорь Анников:
— Предприниматели давно понимают, что налоговые органыпопулярные заблуждения при дроблении бизнеса все более внимательно следят за исправностью уплаты налогов. Многие владельцы бизнеса стремятся минимизировать налоговую нагрузку с помощью деления бизнеса между несколькими субъектами, применяющими разные спецрежимы налогообложения (УСН, патент, НПД). Группу таких субъектов (ИП, юрлица) в нашей стране принято называть холдингом, и хотя такой юридический термин отсутствует в налоговом законодательстве, мы будем использовать его в статье.
Разделение бизнеса на несколько субъектов принято называть дроблением. В нашей статье мы не будем подробно рассматривать разные схемы такого разделения. Главное, что следует понимать: не каждый случай такого разделения — незаконный. Разделение бизнеса может произойти естественным образом в процессе развития или быть обусловлено другими факторами, не связанными с целью уменьшения налоговых обязательств. Уменьшение налогов может быть лишь результатом применения юридической бизнес-схемы владения.
В этой статье мы попытаемся выявить основные ошибки, которые мешают собственникам бизнеса построить правильную структуру владения, не привлекающую внимания налоговых органов своим «дроблением» и не дающую повода утверждать, что главная цель такой структуры — уменьшение налоговых платежей.
Во-первых, собственники бизнеса думают, что все люди и компании, которые работают с ними, включая их самих, — это единое целое. Они считают, что деньги и иное имущество, принадлежащее этим компаниям или ИП, — их личная собственность. Из-за этого порой они дают указание оплатить товары и услуги не тем, кто их получил, а тем, у кого в данный момент есть деньги. В лучшем случае деньги переводятся нуждающемуся лицу по надуманному основанию (например, как будто это был заем или надуманные услуги), а чаще всего и вовсе без какого-либо основания.
Также результатом этого заблуждения становится использование собственностью одной компании или предпринимателя имущества другой без оснований. Например, здание принадлежит одной компании, но фактически используется и содержится другой.
Еще один результат этого заблуждения — изъятие активов любого члена холдинга или пользование этими активами владельцем бизнеса без каких-либо законных оснований. Мол, это все мое, значит, я имею право этим пользоваться и распоряжаться.
Во-вторых, владельцы бизнеса, желая создать свой холдинг, стремятся сохранить за собой единоличное право на принятие управленческих решений в отношении каждой компании. Другими словами, они чувствуют себя главными руководителями каждой компании. Это приводит к тому, что фактические руководители компаний, указанные в официальных документах, становятся лишь формальными фигурами.
Главное, что следует помнить собственникам при разработке структуры бизнеса: любые участники (индивидуальный предприниматель или юрлицо), включенные в состав холдинга, являются отдельными субъектами права, имеющими свои права и обязанности. Бенефициар бизнеса не может просто так взять и использовать их активы по своему усмотрению.