Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
В 2021 году налоговое законодательство для малого бизнеса претерпело ряд серьёзных изменений. В первую очередь - это отмена ЕНВД. По задумке законодателя, альтернативой этому налоговому режиму должен был стать патент, однако ограничения для применения ПСН не позволяют использовать его также массово. Второй вариант - УСН. На текущий момент законодатель поднял лимиты по выручке и количеству персонала, что даёт бизнесу дополнительные возможности для экономии на налогах, однако мы бы хотели обратить внимание на некоторые нюансы УСН, позволяющие повысить эффект от её использования.
УСН
Ставки УСН зависят от объекта налогообложения. По общему правилу, для объекта «доходы» - 6%, для «доход, уменьшенные на расходы» - 15%. При этом налоговый кодекс предусматривает право региональных властей снизить ставки до 1% и 5% соответственно.
Предоставление таких полномочий понятно, поскольку налог на доходы по УСН уплачивается исключительно в региональный бюджет. Иными словами, субъекты сами вольны регулировать уровень своих доходов, меняя ставки по налогу. К слову, по аналогии с УСН, регионы вправе снижать ставки и по налогу на прибыль, но лишь в определённых законом случаях. (См. абз. 4, п. 1, ст. 284 НК РФ) Для УСН же таких ограничений нет.
По состоянию на 2021 год, правом понизить ставки по УСН воспользовались 78 субъектов, что продиктовано желанием поддержать малый бизнес в связи пандемией и отменой ЕНВД. Ставки используются разные, причём даже внутри одного региона отличия кардинальны и зависят от массы факторов. Например, Республика Татарстан предоставляет льготные ставки по УСН - 1% «доходы» и 5% «доходы-расходы», it-компаниям зарегистрированным в городах с численностью населения до 7 тысяч человек. В Чеченской Республике ставка зависит от среднесписочной численности работников налогоплательщика:
-
до 20 человек - 1% для «доходы», 5 % для «доходы-расходы»,
-
до 40 - 2% и 7%,
далее - стандартные ставки.
Тем не менее, традиционным подходом выступает предоставление льгот для определённых видов деятельности или вообще всем налогоплательщикам региона.
Например, Ленинградская область и Санкт-Петербург с 2009 года держат ставки по УСН для объекта «доходы-расходы» - 5% и 7% соответственно. А вот в Москве пониженная ставка в 10% предоставляется лишь налогоплательщикам, 75% выручки которых приносит определённая деятельность, включая обрабатывающие производства, научные исследования и прочие.
Место нахождения
Налогоплательщик, применяющий УСН, уплачивает налог по правилам того региона, в котором он зарегистрирован, то есть по месту своего нахождения в соответствии с учредительными документами. (См. п. 2, ст. 54 ГК РФ) Соответственно, компания-упрощенец, зарегистрированная в Хабаровске, не сможет заплатить налог по ставкам Ленинградской области, даже если ведёт свою деятельность на данной территории, поскольку обязана платить налог именно в Хабаровске (См. п. 6, ст. 346.21 НК РФ) по ставкам своего региона. Это правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей, место нахождения которых - их место жительства.
Здесь важно напомнить, что законодательство не содержит ограничений на ведение деятельности в разных субъектах страны. Есть лишь обязанность: при создании стационарных рабочих мест (Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца) нужно уведомить налоговый орган о создании обособленного подразделения. Такое подразделение не является филиалом или представительством, а значит не влияет на возможность применять УСН, что подтверждается позициями Минфина (См. письма Минфина России от 14.10.2015 № 03-11-06/2/58685; от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075, от 24 июля 2013 г. № 03-11-06/2/29196).
В итоге налогоплательщики, на вполне законных основаниях, имеют возможность зарегистрироваться в регионе с льготными ставками налогообложения и вести свою деятельность за его пределами. Строго говоря, одна из причин предоставление региональных льгот, - привлечение новых резидентов для пополнения бюджета региона.
Ограничения и злоупотребления
После примерки описанных возможностей на свой бизнес, может возникнуть непреодолимое желание создать компанию в «льготной юрисдикции» ради экономии налогов. И здесь важно предостеречь от злоупотреблений.
Для юридических лиц:
-
Во-первых, это использование номинальных юридических адресов. Напомним, налоговые органы тщательно проверяют адрес компании не только при создании и переезде, но также и в ходе их жизнедеятельности. В этом случае велики риски получить запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, что чревато неприятными последствиями, вплоть до принудительной ликвидации компании.
-
Во-вторых, создание некой «головной» организации в льготном регионе должно быть обосновано. Здесь уместно провести аналогию с требованиями подтверждения экономического присутствия (economic substance), которые сейчас предъявляют многие государства к регистрируемым в них компаниях. Сводятся они к подтверждению наличия у компании офиса, необходимого персонала и прочих атрибутов ведения деятельности. Таким образом, в основу корректировки юридической структуры бизнеса должна быть заложена его фактура. Например, оправданным регистрация компании на льготной территории будет в случае если:
-
для её создания есть «живое наполнение»: сотрудники, как раз проживающие на «льготной территории», самостоятельная функция (организация продаж, оказание управленческих услуг и т.п.) и др.;
-
есть разумное обоснование переноса части компании в другой субъект - смена места жительства собственника, появление в бизнесе партнера, как раз проживающего здесь, покупка офиса в этом регионе и т.п.
-
Данная возможность прекрасно подойдет организациям, которые имеют магазины, производственные цеха или иные подобные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами, в нескольких регионах.
Для индивидуальных предпринимателей
Кажется, что ситуация с ИП проще, ведь ему для смены региона нужно поменять адрес по «прописке». Однако, практика показывает, что и в этом случае необходимо реальное наполнение. Рассмотрим пример (См. дело № А83-6320/2018). В отношении предпринимателя, зарегистрированного в Республике Крым, была проведена налоговая проверка. По результатам которой ИФНС пришла к выводу о неправомерном применении льготной ставки по УСН. Вывод был основан, в том числе на следующих собранных доказательствах:
-
предприниматель формально проживал в чужой квартире, собственник которой подтвердил, что прописал там ИП по его просьбе. Сам же ИП в данной квартире никогда не появлялся;
-
почту для ИП по данному адресу получало третье лицо, по доверенности;
-
по данным МВД на ИП не приобретались железнодорожные и авиабилеты, подтверждающие прибытие на территорию Крыма или убытие с неё. Кроме того, были получены данные подтверждающие, что ИП никогда не пользовался паромной переправой, что на момент рассматриваемых событий, исключало автомобильную поездку.
Помимо фактических обстоятельств, имелось признание регистрации предпринимателя фиктивной со стороны отдела управления МВД по вопросам миграции.
Этих доказательств было достаточно для суда, чтобы признать действия ИП направленными на получение налоговой выгоды в результате необоснованного применения пониженной ставки по УСН.
Интересно, что несмотря на «фиктивную прописку», налог доначислила и взыскала именно Крымская инспекция, а не налоговая по реальному месту жительства предпринимателя.
Специфические зоны
Помимо региональных льгот по УСН, в разных субъектах РФ существую специальные образования, предоставляющие бизнесу различные преференции. Речь об особых экономических зонах и территориях опережающего развития. Их резиденты получают существенные льготы в виде снижения ставки налога на прибыль, уплаты пониженных страховых взносов, «нулевой» ставки по налогу на имущество и земельному налогу. Перечень льгот в отношении конкретных зон (территорий) различается и как правило они носят временный характер. То есть налоговая нагрузка увеличивается со временем. Кроме того, сами ОЭЗ создаются на определённый срок. Тем не менее, особенные налоговые условия весьма заманчивы.
Для получения статуса резидента, и как следствие - льгот, необходимо выполнить ряд конкретных условий. В усреднённом виде они сводятся к внесению инвестиций (как правило не ниже минимального размера) и созданию рабочих мест на территории. При этом речь идёт не о покупке статуса резидента, инвестиционные проекты проходят этап отбора и согласования. Кроме того, подразумевается, что резидент действительно будет вести свою деятельность в границах ОЭЗ (территории), соответственно создание рабочих мест не может иметь формальный характер.
Все эти ограничительные условия делают возможность использовать ОЭЗ и ТОР продуктом не для «массового потребления», что, однако, не исключает возможности использовать их для построения юридической структуры бизнеса.
Как видите налоговая оптимизация может быть вполне законной. Использование региональных льгот и специальных условий для ОЭЗ и ТОР позволяет легально уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако, даже в такой ситуации, когда государство само предоставляет возможности для экономии, нельзя злоупотреблять, ставя налоговую выгоду во главу угла.