Автор: Новикова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С июля 2022 года учреждения здравоохранения смогут по желанию перейти на особый порядок уплаты налогов. Вместо отдельных налоговых платежей им будет достаточно осуществить на определенный счет Федерального казначейства один платеж (единый налоговый платеж, или ЕНП), включающий налоги, пени и штрафы. Засчитывать (распределять) эту сумму в счет исполнения обязанностей учреждения по уплате налогов будут уже сами налоговики.

В данном материале раскроем механизм особого порядка уплаты налогов, а также расскажем о необходимых действиях учреждения для перехода на новый порядок.

Что такое ЕНП?

Правила формирования средств учреждения для ЕНП и его использования установлены новой ст. 45.2 НК РФ, которая введена Федеральным Законом от 29.11.2021 № 379-ФЗ.

ЕНП – это денежные средства, которые учреждение добровольно перечислило на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате налоговых платежей (п. 2 ст. 45.2 НК РФ). ЕНП позволит учреждению уплатить:

  • налоги и соответствующие авансовые платежи (в том числе те, которые вносят налоговые агенты);

  • страховые взносы на ОПМ, ОМС, по ВНиМ;

  • торговый сбор;

  • сборы (кроме госпошлин, на которые суд не выдал исполнительное поручение);

  • пени, штрафы, проценты;

  • недоимки и задолженности.

Согласно п. 2 ст. 45.2 НК РФ ЕНП признаются также:

  • излишне уплаченные учреждением (излишне взысканные у него) фискальные платежи – со дня обнаружения факта их излишней уплаты (факта их излишнего взыскания), но не ранее дня начала применения особого порядка уплаты (перечисления), то есть не ранее 1 июля 2022 года;

  • денежные средства, перечисленные в счет исполнения обязанности учреждения по уплате (перечислению) налогов, авансовых платежей, сборов (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ), страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов не в качестве ЕНП организации.

Итак, для учреждений, применяющих особый порядок уплаты (перечисления), в качестве ЕНП будут признаваться и иные платежи, которые они произвели в обычном порядке в счет исполнения обязанности по внесению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ).

К сведению: законодатель решил не останавливаться на введении ЕНП (что указывает на заведомый успех эксперимента, который будет проводиться с июля по декабрь 2022 года). С 2023 года планируется масштабная реконструкция законодательства в части налогового администрирования.

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект № 46702-8 (первое чтение –15 февраля 2022 года), которым планируется упростить порядок уплаты налоговых и иных обязательных платежей и совершенствовать налоговое администрирование. Предлагается вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения большого количества платежных поручений с огромным количеством реквизитов внедрить институт единого налогового счета (ЕНС), который будет открыт каждому налогоплательщику в Федеральном казначействе и куда они смогут перечислять ЕНП с указанием в платежном поручении только суммы и своего ИНН. ЕНС – это новая система учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, которая позволит учитывать результаты исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы РФ через формирование единого сальдо расчетов на его ЕНС. Отметим: новшества коснутся всех налогоплательщиков без исключения.

Законопроект в целях внедрения ЕНС также планирует установить единые сроки уплаты налогов (25-е число) и подачи налоговой отчетности (20-е число), что по замыслу законодателя должно способствовать упрощению платежного календаря налогоплательщиков.

Необходимое условие – сверка по налогам

Особый порядок уплаты (перечисления) налогов вправе применять лишь те учреждения, которые осуществили с ИФНС совместную сверку расчетов по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам) и по результатам которой у них нет разногласий с налоговиками (п. 3 ст. 45.2 НК РФ). Однако детали касательно проведения такой сверки в ст. 45.2 НК РФ не приведены (в частности, не указана дата, на которую нужно провести сверку).

Поясним: нормативным документом, регулирующим в настоящее время порядок проведения сверки по налоговым платежам, является Временный порядок (определен Письмом ФНС России от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990@). Для проведения сверки расчетов учреждению (как инициатору проведения сверки) необходимо подать в ИФНС соответствующее заявление (п. 2 Временного порядка).

Порядок подачи заявления о сверке

Учреждение может подать заявление несколькими способами (п. 3 Временного порядка).

1. На бумажном носителе – по форме, рекомендованной Письмом ФНС России от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@:

  • лично на приеме в налоговом органе;

  • через МФЦ;

  • почтовым отправлением.

Полученное бумажное заявление ИФНС должна зарегистрировать в течение одного рабочего дня, следующего за днем его поступления (п. 4 Временного порядка).

2. В электронной форме, которая приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@:

  • по каналам ТКС (в этом случае заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью);

  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (заявление можно подписать усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью).

Подчеркнем: если учреждение направит заявление в ИФНС в электронной форме, то и ответ на него (акт сверки) налоговики направят ему по каналам ТКС (п. 1, 2.7 Методических рекомендаций) в порядке, установленном Приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. Но подобный акт предназначен лишь для информирования налогоплательщика о состоянии его расчетов. Он не подлежит возврату в инспекцию в целях проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в электронной форме (п. 2.22 Методических рекомендаций). Поэтому в случае несогласия с данными, отраженными в электронном акте, для полноценной сверки и устранения расхождений учреждению придется подать еще одно заявление о проведении сверки, но уже на бумажном носителе.

Обратите внимание: инспекция подписывает акт сверки расчетов с бюджетом для выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом, что не является действием по признанию ИФНС долга перед налогоплательщиком. Дата подписания акта сверки и дата подачи уточненных налоговых деклараций не являются датами, меняющими течение трехлетнего срока для возврата налоговой переплаты. В случае излишней уплаты налога трехлетний срок следует исчислять с момента его уплаты (см. Постановление АС ПО от 22.07.2021 № Ф06-5197/2021 по делу № А65-23765/2020).

Дата и период проведения сверки

В заявлении учреждению необходимо проставить дату, на которую должна быть проведена сверка. Указаний на этот счет в ст. 45.2 НК РФ нет.

Если эта дата не будет указана, сверка согласно п. 9 Временного порядка в таком случае будет проведена за период с 1 января текущего года по дату регистрации заявления. Если в заявлении указана более поздняя дата окончания периода сверки расчетов, чем дата представления заявления в ИФНС, датой окончания этого периода будет считаться дата подачи заявления в инспекцию (п. 8 Временного порядка). Максимальный период сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году сверки расчетов (п. 5 Временного порядка).

Что же делать в таком случае? С учетом перечисленных нюансов и отсутствия в ст. 45.2 НК РФ точных указаний в отношении даты и периода проведения сверки по налогам полагаем, что перед подачей заявления о проведении сверки (для перехода на уплату ЕНП) учреждению стоит обратиться в инспекцию по месту учета за разъяснениями на этот счет (не исключено также, что ФНС может дать разъяснения в своих письмах).

Также следует помнить, что сверка по расчетам должна быть завершена не позднее 10 рабочих дней после регистрации заявления. Если после этого учреждение представит раздел 1 акта сверки расчетов с разногласиями, то инспекция должна их рассмотреть и направить ему ответ в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта (п. 14 Временного порядка).

Учреждению нужно учесть эти обстоятельства при подаче заявления на участие в эксперименте.

Порядок проведения сверки расчетов

Получив от учреждения заявление, инспекция сформирует акт сверки (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@) на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) (п. 15, 20 Временного порядка):

  • в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления на бумажном носителе;

  • в течение трех рабочих дней с момента получения заявления в электронной форме.

В акте сверки отражаются начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам и произведенные учреждением налоговые платежи с привязкой к конкретному налоговому (отчетному) периоду (см. Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-3-19/10036).

Способы передачи инспекцией акта сверки определены п. 15, 20 Временного порядка: лично, по почте (заказным письмом) или по каналам ТКС.

Затем учреждение должно сравнить данные из акта сверки со своими сведениями. И здесь возможны два варианта развития событий.

1. В акте не выявлены расхождения в сведениях. В этом случае акт сверки (на бумаге) подписывается обеими сторонами, что следует из формы самого акта. Один экземпляр остается у налогоплательщика, другой – в инспекции (п. 13 Временного порядка).

2. В акте выявлены расхождения в сведениях. В таком случае устанавливаются и устраняются причины расхождений (они отражаются в разделе 2 акта). Расхождения могут быть обусловлены рядом причин, например, ошибками или неточностями, допущенными учреждением при отражении в учете начисления и уплаты налогов (пеней, штрафов) (подобные расхождения устраняются внесением учреждением корректировок в учет), либо ошибками, допущенными при заполнении платежных поручений. Большая часть таких ошибок исправляется путем подачи в инспекцию заявления об уточнении платежа (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Если в платежных документах были неправильно указаны счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, налог придется платить заново (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). После устранения расхождений составляется новый акт, который подписывается обеими сторонами (п. 12, 14 Временного порядка). Если расхождения устранить не удалось, в акте сверки делается пометка, что расхождения не устранены.

Обратите внимание: согласно п. 6 Временного порядка налоговики вправе отказать в проведении сверки расчетов в случае:

  • обращения налогоплательщика не по месту учета;

  • отсутствия в заявлении наименования организации, ИНН или КПП, подписи ее руководителя;

  • подачи заявления представителем налогоплательщика без приложения доверенности.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований ИФНС откажет в приеме заявления и уведомит учреждение с указанием причины отказа в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления. При личном обращении с заявлением налогоплательщика сразу проинформируют о выявленных причинах отказа и предложат устранить их (п. 7 Временного порядка).

Особый порядок уплаты (перечисления) налогов

Заявление об участии в эксперименте

Для применения особого порядка уплаты (перечисления) учреждению после получения акта сверки необходимо подать соответствующее заявление (п. 3 ст. 45.2 НК РФ) в ИФНС по месту нахождения в электронной форме по каналам ТКС по форме и формату, утвержденным ФНС. До тех пор пока ФНС не утвердит форму заявления, учреждения согласно п. 2 ст. 2 Закона № 379-ФЗ вправе использовать в указанных целях форму заявления, рекомендованную ведомством.

Заявление следует подать с 1 по 30 апреля 2022 года включительно, но не позднее одного месяца после проведения сверки по налогам, а точнее, после получения от ИФНС соответствующего акта.

Уведомление об исчисленных суммах налогов

В соответствии с п. 4 ст. 45.2 НК РФ учреждения, применяющие особый порядок уплаты (перечисления) налогов, обязаны представлять в ИФНС по месту нахождения уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.

Форму и формат уведомления должна утвердить ФНС. До этих пор учреждения могут использовать рекомендованную ведомством форму (п. 2 ст. 2 Закона № 379-ФЗ).

По общему правилу уведомление об исчисленных суммах налогов необходимо подать не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов (п. 4 ст. 45.2 НК РФ).

При указании в одном уведомлении всех сумм налоговых платежей учреждению, скорее всего, сложно будет выполнить предусмотренное п. 4 ст. 45.2 НК РФ условие о сроке. Поэтому безопаснее подавать по каждому платежу отдельное уведомление (в любом случае запрета законом не установлено). Возможно, официальные органы позднее разъяснят этот нюанс.

Обратите внимание: особый порядок подачи уведомления установлен в отношении НДФЛ ст. 45.2 НК РФ. Как известно, налоговые агенты исчисляют и уплачивают данный налог в соответствии с п. 2 ст. 226 и п. 2 ст. 226.1 НК РФ. В частности, п. 2 ст. 226 НК РФ определено, что налоговый агент исчисляет и уплачивает налог в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых он является (за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется по нормам ст. 214.7 НК РФ). В этом случае НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). А пункт 2 ст. 226.1 НК РФ определяет правила исчисления налоговым агентом НДФЛ при получении доходов от осуществления операций (в том числе учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете) с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами. В этом случае срок уплаты налога определяется п. 9 ст. 226.1 НК РФ.

В обоих случаях налоговый агент должен подать уведомление о сумме НДФЛ к уплате не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Также следует учесть, что согласно п. 5 ст. 45.2 НК РФ денежные средства в бюджетную систему РФ в качестве ЕНП организации могут быть перечислены за налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ ЕНП организации, перечисленного за нее.

Порядок использования суммы ЕНП

В соответствии с п. 6 ст. 45.2 НК РФ зачет денежных средств, признаваемых ЕНП, налоговики будут осуществлять с соблюдением определенного порядка в отношении своих обязанностей по уплате:

  • недоимки – начиная с наиболее ранней даты ее выявления;

  • налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов – с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций (расчетов), уведомлений об исчисленных суммах налогов (авансовых платежей, страховых взносов);

  • пеней;

  • процентов;

  • штрафов.

Если остатка денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП, для исполнения обязанностей по внесению указанных платежей недостаточно, то зачет осуществляется в той же последовательности пропорционально суммам этих обязанностей (п. 7 ст. 45.2 НК РФ).

Пример.

По состоянию на 31 августа 2022 года истекает срок уплаты страховых взносов учреждения в общей сумме 186 000 руб., в том числе:

  • на ОПС – 125 000 руб. (67% от общего платежа);

  • на ОМС – 42 000 руб. (23% от общего платежа);

  • на ВНиМ – 19 000 руб. (10% от общего платежа).

Остаток ЕНП учреждения на счете в казначействе на указанную дату составляет 48 000 руб.

В данном случае инспекция должна зачесть остаток суммы ЕНП в счет уплаты взносов в следующей пропорции:

  • на ОПС – 32 160 руб. (48 000 руб. х 67%);

  • на ОМС – 11 040 руб. (48 000 руб. х 23%);

  • на ВНиМ – 4 800 руб. (48 000 руб. х 10%).

Неизрасходованный остаток суммы ЕНП (предположим, согласно условиям примера остаток ЕНП по состоянию на 31 августа составил 200 000 руб., тогда после уплаты взносов на счете останется 14 000 руб.) учреждение сможет вернуть в порядке и сроки, установленные п. 7–10 ст. 45.1 НК РФ (п. 8 ст. 45.2 НК РФ). Для этого оно должно подать в ИФНС заявление о возврате неизрасходованной суммы ЕНП. Инспекция обязана рассмотреть его в течение десяти дней. Если решение будет положительным, неизрасходованный остаток суммы ЕНП вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

Подчеркнем: обязанность по уплате налога считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке (со счета иного лица в случае перечисления им денежных средств за налогоплательщика) в качестве ЕНП при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, в отношении которых налоговый орган произвел зачет суммы ЕНП в соответствии со ст. 45.1 или 45.2 НК РФ, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога. Это следует из пп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ в редакции Закона № 379-ФЗ. Кроме того, на ЕНП, уплаченный учреждением, будут распространяться установленные п. 7 ст. 45 НК РФ правила об уточнении платежа в определенных случаях.