Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты

Сегодня мы поговорим о новом порядке проведения комиссий, который утвердила ФНС России. Это порядок работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Этот порядок был утвержден письмом ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/14490@.

Напоминаю, что порядок проведения вообще всех комиссий, не только зарплатных, они бывают и убыточные, и по низкой налоговой нагрузке, раньше определялся письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Это письмо было отменено в начале этого года, очень тихо, без всяких комментариев. Просто вышел Приказ ФНС России, отменивший это письмо 2013 года. В экспертном сообществе стали высказываться предположения, с чем связана такая отмена. Самое радикальное предположение: наверное, ФНС теперь вовсе откажется от комиссий. Но нет, последовали поправки в первую часть, которые позволяют налоговикам получать информацию от налогоплательщиков, комиссии укладываются в это правило, просто ФНС России меняет нормативную базу. И документ, о котором шла речь в самом начале выпуска, утвердил проведение комиссий по НДФЛ и страховым взносам. Рекомендую ознакомиться с этим документом, потому что, изучив его, вы поймете, как налоговики выбирают объект для проверки по НДФЛ и страховым взносам.

Обращу внимание на некоторые указанные критерии. Начнем с НДФЛ. По нему обозначен целый ряд критериев. Некоторые критерии имеют отношение к деятельности индивидуального предпринимателя, в данном случае речь идет о тех ИП, которые применяют общую систему налогообложения, сами сдают декларации по НДФЛ и уплачивают налог. Таких ИП довольно много. Очень многие ИП применяют специальные налоговые режимы, но есть ИП с большими масштабами деятельности, и такие ИП применяют общую систему налогообложения.

Другие критерии распространяются на налоговых агентов, которые выплачивают доходы физическим лицам и как налоговые агенты удерживают налог.

Давайте пройдемся по самым важным из них. Первый критерий имеет отношение к деятельности ИП. Напомню, мы ведем речь о тех, кого налоговики могут вызвать на комиссию.

  • ИП, имеющий низкую налоговую нагрузку по НДФЛ. К сожалению, в самом документе не указаны числовые параметры. Указывается, как считается эта налоговая нагрузка, сумма исчисленного налога за налоговый период к сумме доходов. В документе прямо указываются строки, которые надо взять из формы 3-НДФЛ. Но какие показатели считаются низкой налоговой нагрузкой, к сожалению, в документе не указано. Видимо, это будет отдельный документ. Сейчас есть показатели налоговой нагрузки по отраслям, но там показатели берутся в среднем по России по отрасли, поэтому такой подход в этом случае, как мне кажется, неприменим: налоговая нагрузка по НДФЛ для ИП должна существенно отличаться от средней налоговой нагрузки по отрасли. В нагрузке по отрасли берутся все налоги, а не один, плюс по доле доходов превалируют компании. Поэтому этот показатель вряд ли здесь подойдет. Если появится информация, я обязательно расскажу об этом в следующих выпусках Вестника: что за показатель такой – низкая налоговая нагрузка по НДФЛ.

  • Налоговые агенты. Кого могут вызвать на комиссию? Налогоплательщиков, имеющих задолженность по выплате НДФЛ. То есть речь идет о недоимке налогов, которые не уплачены в срок.

  • Налогоплательщики, снизившие поступление НДФЛ относительно предыдущего отчетного налогового периода более чем на 10%. Такое снижение, на мой взгляд, может быть обусловлено чередованием отпускных периодов, когда сумма НФДЛ может повышаться, и периода без отпусков, когда за счет отсутствия отпускных сумма НДФЛ может быть ниже. В третьем квартале сумма НДФЛ может быть существенно меньше, чем во втором квартале. Но, думаю, налоговики понимают эту особенность ведения бизнеса и будут это как-то учитывать.

  • Налоговые агенты, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Этот критерий существует уже очень давно, больше 10 лет, и всегда использовался налоговиками. Он заложен в другом приказе, по которому мы можем самостоятельно оценить налоговые риски, связанные с налоговыми проверками. Что это означает? Налоговики сравнивают заработную плату налогоплательщика со средней заработной платой в регионе и по отрасли. Где взять эти показатели? Есть среднероссийский МРОТ, есть региональный МРОТ, который выше среднероссийского. Региональный МРОТ – это размер оплаты труда. Это тот размер заработной платы, который может быть в данном регионе, если работник отработал полную ставку. А в документе идет речь о заработной плате по видам деятельности в регионе. Этими данными владеют органы статистики, раскрывают их иногда на сайте, но не всегда и не по всем видам деятельности. Поэтому имеет смысл по своей отрасли в своем регионе мониторить этот уровень, понимать, низкая ли у вас зарплата относительно уровня по отрасли или нет. Имеет также смысл обращаться в региональные органы статистики, чтобы понимать, находитесь вы в зоне риска или нет. По опыту, региональные органы статистики такую информацию предоставляют по запросам организаций.

  • ИП заявивший профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного дохода, тоже попадает в зону риска. На мой взгляд, этот критерий и первый критерий про ИП (касательно НДФЛ) друг с другом перекликаются. По сути, речь идет о том, что если налоговая нагрузка менее 5%, то это повод присмотреться к такому налогоплательщику и пригласить его на комиссию. То есть речь идет примерно о 5% уровня рентабельности. И, хотя эти критерии в чем-то перекликаются, в документе они завялены как разные.

  • Налогоплательщики-ИП, которые задекларировали доходы от реализации по НДС, но при этом не отразили доходы в декларации по НДФЛ.

  • Физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

К каждому перечисляемому пункту есть пояснение, прописывающее, как и откуда налоговики будут брать информацию для реализации этого пункта. Так, в этой части речь идет о том, что отбор таких налогоплательщиков, которые должны были задекларировать доход, но не сделали этого, осуществляется на основании информационных ресурсов об отчуждении имущества, о недвижимом имуществе, о транспортном средстве и иных ресурсов. То есть если вы продаете автомобиль, то эта информация регистрируется, в том числе в ГИБДД. Если вы продаете недвижимость, право на собственность регистрируется и передается налоговикам регистрирующими органами. То же самое с ценными бумагами. Если налоговики получили информацию, что вы должны были представить декларацию, а вы ее не представили, вы попадаете в список лиц, подлежащих вызову на комиссию. Но это правило было давно, и налоговики уже давно пользуются этими базами. Если вы продали автомобиль до истечения трех лет с момента владения, и вы не задекларировали такой доход, то вы попадаете на комиссию как физическое лицо.

Вот такие критерии, как вы видите, часть из них касается ИП (рентабельность), вторая часть касается налоговых агентов (предприятия), и третья часть касается физлиц, которые уплачивают НДФЛ индивидуально.

Следующая группа критериев касается страховых взносов. Кого рекомендуется вызывать на комиссию по страховым взносам?

  • Если есть задолженность по уплате страховых взносов. То есть речь опять идет о недоимке: должны были уплатить налог в срок, не уплатили – повод для вызова на комиссию.

  • Если снижено поступление страховых взносов относительно предыдущего налогового периода при постоянном количестве работников. Тут вопрос как сравнивать? Прошлый год и текущий? Тогда да, критерий отражает снижение взносов. При том же количестве работников взносы ниже? Значит, снизилась зарплата. Если сравнивать третий и второй квартал одного года, то может быть регрессия: с доходов сначала платится тариф 30%, при достижении определенной суммы тариф снижается до 15,1%. Думаю, что налоговики это прекрасно понимают, скорее всего, они будут учитывать эти особенности.

  • Налогоплательщики, в течение отчетного периода сократившие численность персонала более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Существенное сокращение персонала может также вызвать вопросы у налоговиков. Такое сокращение может быть связано с потребностями бизнеса: сокращаем масштабы, сокращаем численность персонала. И, скорее всего, на комиссии такое объяснение разрешит все вопросы. Но вполне возможно, что снижение численности персонала связано с некоей схемой оптимизации затрат: вы создали параллельные компании, куда переводите людей, те компании пользуются налоговыми льготами. Вот тогда у налоговиков возникает повод задуматься, что же происходит, нет ли здесь правонарушения.

  • Если вы платили доптарифы 9% или 6% и потом перестали их платить.

  • Еще один пункт касается и НДФЛ, и страховых взносов. Также на комиссию могут быть вызваны налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, полученного на территории иностранных государств. Налоговые органы сейчас подписывают многочисленные соглашения с иностранными государствами, обмена информацией становится все больше, и могут быть случаи, касающиеся, в первую очередь, физических лиц, которые получают доходы за границей, но при этом не декларируют его в России. Если я являюсь налоговым резидентом России, я уплачиваю налоги со всех доходов. В том числе с тех, что я получил за границей. Если я этого не делаю – это повод пригласить меня на налоговую комиссию и объяснить, что я был неправ. Такие доходы я должен задекларировать и уплатить с них налог.

Советую вам проработать этот документ, там указаны конкретные параметры, порядок расчета, что и откуда берут и какие источники информации используют налоговики.