Автор: Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2»с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

  • налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

  • налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

  • налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Основное образование

106 800 000

Альфа

770955070

770901001

Договор

400

10.01.17

90 000 000

П/п

100

11.01.17

Бета

770955071

770901001

Договор

500

10.02.17

10 000 000

П/п

200

11.02.17

Гамма

770955072

770901001

Договор

600

05.03.17

5 000 000

П/п

135

05.03.17

Дзета

770955073

770901001

Договор

525

12.02.17

1 000 000

П/п

212

12.02.17

Тета

770955074

770901001

Договор

333

12.03.17

500 000

П/п

130

12.03.17

Сигма

770955075

770901001

Договор

655

18.02.17

300 000

П/п

412

19.02.17

Дополнительное образование

35 500 233

Повышение квалификации

14 499 767

Всего

х

156 800 000

х

х

х

х

х

х

156 800 000

Если налогоплательщик не представит реестр или представил его не по рекомендованной форме, контролеры вправе запросить все документы по льготным операциям. (Довольно любопытно: с одной стороны, главное налоговое ведомство страны указывает, что реестр документов, подтверждающих правомерность использования льгот, носит рекомендательный характер, с другой, подчеркивает, что представление реестра не по рекомендованной форме может повлечь выставление сплошного требования о представлении документов.) Например, в случае невозможности идентифицировать подтверждающие документы, невозможности их соотнести с использованными льготами, неуказания в реестре суммы операции.

Пример 2.

ООО «Лютик» и ООО «Ромашка» представили декларации по НДС за I квартал 2017 года в одну ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях ООО «Лютик» представило реестр по установленной в Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ форме, а ООО «Ромашка» – в произвольной форме.

Согласно данным СУР АСК «НДС-2» оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском.

По итогам применения к указанным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – сокращенный объем документов (подробности – в следующем разделе консультации);

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Таким образом, снизить налоговые риски можно, не отклоняясь от рекомендованной формы.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

* В случае если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

В Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ не разъяснено, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции. Получается, что фактически любое нарушение (в том числе не связанное с занижением налоговой базы), зафиксированное в акте предыдущей камеральной проверки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Достаточно, например, не представить один документ, чтобы в акте проверки появились нарушения о непредставлении и отсутствии документа (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ), которые явятся основанием для истребования большего объема документов.

О расчете объема документов

Примеры заполнения расчета объема документов, подлежащих истребованию в целях проверки обоснованности применения льгот в разрезе кода операций, приведены в приложении 3 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Соответствующие расчеты производит сам инспектор, но ни расчета, ни информации о том, к какой категории риска относится налогоплательщик, он не представит. Контролер лишь выставит требование о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, причем по тем операциям, которые его интересуют (для каждого кода операции). Под пристальным вниманием, понятно, окажутся сделки на весомые суммы.

Пример 4.

Обратимся к условиям примера 1, уточнив их следующими данными.

Предположим, что уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» налогоплательщика средний. В предыдущих налоговых декларациях по указанному коду имелись нарушения.

Налоговый орган определит объем документов, подлежащих истребованию, следующим образом:

  • по основному виду образования – 5 документов (12 док. х 40%);

  • по дополнительному образованию – 6 документов (15 док. х 40%);

  • по повышению квалификации – 8 документов (20 док. х 40%).

Не менее 50% объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Можно ли обжаловать запрос лишних документов?

Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.

Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.

К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

* * *

Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.

К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;

  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.