Автор: Круглова Людмила, заместитель директора департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп

Источник: КСК групп

Понять, что компанией заинтересовалась налоговая инспекция, можно достаточно просто. Запросы документов и информации вне рамок контрольных мероприятий, неожиданные вызовы директора с требованием о предоставлении «общей» информации о налогоплательщике, поступающая от контрагентов или из обслуживающих банков информация о том, что приходят запросы в отношении компании – все это свидетельствует о работе отдела предпроверочного анализа. Узнав с той или иной степенью вероятности о том, что компании грозит в ближайшее время выездная налоговая проверка (ВНП), перед руководителем неизменно встает вопрос: что делать?

Многие руководители и собственники компаний, понимая или предполагая, что в скором времени к ним может «нагрянуть ревизор», предпочитают не делать в связи с этим ничего. Некоторые надеются, что проверки все-таки не будет. Другие рассчитывают, что их компания работает совершенно «в белую», и поэтому проверяющие не найдут ничего принципиального, что могло бы повлечь серьезные доначисления. Третьи просто опускают руки, решив, что ничего исправить нельзя, поэтому будь что будет.

Скажу сразу, что позиция, основанная на нежелании действовать, по моему мнению, не верна в корне. Это мнение, базируется на моем личном опыте взаимодействия с налоговыми органами и опыте наших клиентов, с разной степенью успеха прошедших через налоговые проверки.

Как показывает практика, если компания попала под прицел внимания отдела предпроверочного анализа, проверка в ней состоится с вероятностью 90-95%. Если есть уверенность в налоговой «безгрешности» компании, следует помнить, что среди контрагентов компании (не только первого, но и последующих звеньев), могут оказаться недобросовестные налогоплательщики, за грехи которых придется отвечать платежеспособному юридическому лицу. Также надо понимать, что проверяющие, которым поставлен определенный план, без запланированных доначислений с проверки не уйдут. Фатализм же и нежелание бороться – губительны для бизнеса, особенно в настоящее время, поэтому такая позиция деструктивна по самой своей сути.

Единственной адекватной реакцией на «новость» о возможной ВНП является проведение подготовительных мероприятий. Что же можно сделать в целях подготовки к проверке?

Говоря об этом, пойдем от обратного. Что могут найти проверяющие, за что могут наказать?

Одним из самых распространенных в настоящее время эпизодов, по которым проходит наибольшее количество доначислений по НДС и налогу на прибыль – это принятие вычетов и учет расходов по приобретению товаров, работ, услуг у недобросовестных контрагентов (в том числе при выявлении недобросовестных контрагентов на 2-м, и последующих звеньях в цепочке). Появление у проверяющих автоматических систем анализа данных позволяет им выявить этих контрагентов еще на этапе предпроверочного анализа, а в ходе проверки, лишь собрать доказательственную базу, подтверждающую вину налогоплательщика.

Защититься от подобных претензий на 100% в современных реалиях невозможно. Но можно подготовиться к обороне, которая в последствии поможет обосновать позицию и отыграть хотя бы какую-то часть доначислений.

1. Необходимо провести проверку полноты и правильности оформления первичных документов, договоров, счетов-фактур, чтобы заранее выявить проблемы и успеть их исправить.

2. Следует проверить контрагентов, в которых нет уверенности, которых налогоплательщик не проверял (или проверял недостаточно тщательно) в рамках проявления должной осмотрительности. Проверка может идти по нескольким направлениям: контрагенты по самым «нелюбимым» проверяющими расходам (услуги рекламы, маркетинга, консалтинговые и прочие услуги), проверка крупнейших контрагентов (по суммам оборотов налогоплательщика с ними) и т.п. Разумеется, в идеале такая проверка должна проводиться еще до заключения договоров с контрагентами.

3. Надо подготовить документы, подтверждающие должную осмотрительность. У налогоплательщиков нет баз, подобных тем, которыми располагают налоговики (АСК НДС-2), чтобы проконтролировать цепочку поставщиков. Но в случае, если компания может обосновать, что с контрагентами на первом и последующих звеньях она не взаимозависима, что контрагент на первом звене выбирался в соответствии с рекомендациями налоговых органов, что сама по себе компания является добросовестным налогоплательщиком, тогда шансы «отбить» претензии налоговиков значительно повышаются. В большинстве случаев, когда налогоплательщикам «снимали» расходы и вычеты в связи с недобросовестностью поставщиков на втором и последующих звеньях и суды поддерживали проверяющих, налоговики доказывали, что налогоплательщик знал (не мог не знать) о «разрывах» в цепочке, что налогоплательщик был выгодоприобретателем в этой цепочке. Признаки взаимозависимости, показания сотрудников налогоплательщика и/или сотрудников контрагентов и т.п. становились решающими для судей в таких делах.

4. Следует подготовить к ВНП персонал компании. необходимо определить среди сотрудников «фокус-группу», с которой провести тщательную работу. Сотрудники должны понимать: что они обязаны говорить, о чем могут умолчать, какие у них есть права, чего не надо бояться, как себя надо вести в случае получения повестки о вызове на допрос.

5. Необходимо подготовить офисы, а также, как это ни странно звучит, квартиры некоторых работников к приходу проверяющих, обеспечить информационную безопасность – исключить возможность нахождения «ненужных» бумаг, информации на компьютерах и т.п.

Следует понимать, что осуществить все вышеуказанные действия качественно и эффективно можно только в том случае, если у исполнителей имеется достаточный опыт и квалификация, позволяющие учесть все нюансы. При проведении подготовительных мероприятий следует четко понимать, на какие моменты проверяющие обращают внимание, какими инструментами и методиками пользуются для выявления недоимки и сбора доказательств. Например, для того, чтобы подготовить к ВНП персонал, надо понимать, по какой методике проверяющие проводят допросы, о чем спрашивают, какие ответы следует давать.

Штатные сотрудники компании (юристы, бухгалтеры) таким опытом и знаниями чаще всего не обладают. Поэтому для осуществления действий по подготовке к проверке следует привлекать профессиональных консультантов, способных провести эту подготовку наиболее эффективно и избежать значительной части проблем, связанных с проведением ВНП.

Как показывает наша практика, проведение подготовительных мероприятий позволяет часть доначислений (до 30% от общей суммы возможной недоимки) предотвратить вовсе, за счет выявления и своевременного исправления дефектов в документах, инструктажа сотрудников и т.п. Кроме того, в отношении большой части эпизодов в ходе подготовки к ВНП налогоплательщикам совместно с консультантами удается заранее собрать доказательственную базу, обосновывающую позицию компании, что позволяет в дальнейшем более эффективно обжаловать решения по итогам ВНП.