ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТОД

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НЕ РФ), говоря о допустимости источников информации, признает и предписывает использование официальных источников информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (пункт 11 статьи 40 НК РФ).

Участники налоговых отношений (налоговые органы и налогоплательщики) в данном случае выступают в качестве пользователя (потребителя) информации, обращающегося к информационной системе или к посреднику за получением необходимой ему информации и пользующегося ею (статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Следует еще раз подчеркнуть, применительно к рассматриваемому вопросу, что информация должна касаться сделок, заключенных (заключаемых) на момент реализации товара, работы или услуги, и, естественно, эти сделки должны быть в отношении реализации идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, а также в сопоставимых условиях.

Информация о ценах, получаемая из официальных источников, должна отвечать критериям достоверности, проверяемости, общедоступности и должна быть оформлена с соблюдением определенных требований и правил, предъявляемых к источнику информации, (как к документу, отвечающему признакам относимости и допустимости, и который в дальнейшем может выполнить доказательственную роль – смотрите статьи 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Под официальной может пониматься информация, исходящая от органов государственной власти, а также специализированных организаций (официально зарегистрированных по соответствующему виду деятельности, а значит имеющих соответствующее разрешение и полномочия) в виде периодических (или разовых) печатных изданий (справочники, бюллетени, аналитические обзоры цен, публикации сведений со ссылкой на источник информации). Это положение отнюдь не маловажно, так как, используя информацию о рыночных ценах из иных («сомнительных») источников информации, которые судом в дальнейшем могут быть признаны неофициальными и несостоятельными, налогоплательщик дает налоговым органам повод самостоятельно определить рыночную цену товаров (работ, услуг), которая вряд ли будет соответствовать представлению налогоплательщика об уровне цен на рынке.

Что касается заключений специалистов экспертов-оценщиков, то, по мнению авторов, для придания им статуса «официальный источник» в тексте документа (заключения) должны отражаться цели определения цены, соответствие применяемых методов оценки условиям и требованиям статьи 40 НК РФ и должны быть ссылки на использование для расчета именно тех официальных источников, названных в предыдущем абзаце.

Налоговые органы, представляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам (пункт 2 статьи 40 НК РФ), но лишь в следующих, предписанных законодателем, случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям. Предполагается, например, что по договору мены участники сделки могут произвести заведомо неравноценный обмен товарами;

- при совершении внешнеторговых сделок (в данном случае речь идет о сделках, одним из участников которых является гражданин или организация иностранного государства, связанные с экспортом / импортом товаров, работ или услуг);

- при отклонении цены реализации товаров (работ, услуг), установленной по конкретной сделке, более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени».

По результатам проверки правильного применения цен по сделкам (в том числе в вышеуказанных случаях), когда установлен факт отклонения цены товаров (работ, услуг), примененной сторонами сделки, в сторону повышения или в сторону понижения составляет более чем 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 40 НК РФ).

Ссылаясь на пункт 14 статьи 40 НК РФ следует оговориться, что при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 40 НК РФ, применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 НК РФ «Налог на прибыль (доход) организаций.

Обязанность доказывать несоответствие цены сделки уровню рыночных цен лежит на налоговых органах.

Итак, для определения соответствия уровня «рыночной цены» цене (цель использования которой - налогообложение) реализуемого товара (работы, услуги), установленной участниками сделки, налоговым органам необходимы результаты анализа сведений о ценах товаров (работ, услуг) из любых доступных официальных источников информации о предложениях на соответствующем рынке сделок по аналогичным, идентичным, однородным товарам (работам, услугам).

Примечание.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения следует руководствоваться ценами (тарифами), указанными в законодательных актах и /или нормативных правовых документах Правительства Российской Федерации (пункт 13 статьи 40 НК РФ).

Примером порядка определения среднего «уровня цен» (применяемого для целей налогообложения), используемого для сравнения с ценой реализации, может служить официальное разъяснение (смотрите Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 7 февраля 2002 года №26-12/05930), в котором налогоплательщикам и налоговым органам предлагается (в качестве рекомендации) вариант расчета средневзвешенной рыночной цены, складывающейся (сложившейся) в ходе хозяйственной практики налогоплательщика по реализации идентичных (однородных) товаров в пределах непродолжительного периода времени.

На основании пункта 6 статьи 274 НК РФ для целей данной статьи, определяющей налоговую базу для расчета налога на прибыль в соответствии со статьей 247 НК РФ, рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

В вышеназванном Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве №26-12/05930, обращено внимание на разъяснения в части применения статьи 40 НК РФ, изложенные в Совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в частности, в нем говорится об установленной в статье 40 НК РФ презумпции соответствия договорной цены уровню рыночных цен, а также о возможности опровержения налоговым органом этой презумпции: «При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 НК РФ».

Следовательно, в иных (не перечисленных в пункте 2 статьи 40 НК РФ) случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами сделки.

Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ, если значительные отклонения (или скидки) вызваны сезонными колебаниями цен, а также иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей качества товаров или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) срока годности, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынки новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, то доначисление налога на прибыль по таким сделкам производиться не будет.

И далее по тексту вышеназванного Письма УМНС Российской Федерации по городу Москве №26-12/05930:

«сравнение этой средневзвешенной рыночной цены с конкретной ценой сделки (в том числе складывающейся из цен товаров в каждой партии) дает основание налоговым органам для возможного уточнения налогооблагаемой базы, если это отклонение превышает 20 процентов в ту или иную сторону.

Организация может использовать следующий порядок расчета средневзвешенной цены и утверждать его в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Формула расчета средневзвешенной цены:

Средневзвешенная цена = P1 x X1 + P2 x X2 + ... + Pn x Xn,

где X1, X2 ... Xn - цены, по которым продавались партии идентичных (однородных) товаров в течение непродолжительного периода времени (например, квартала);

P1, P2 ... Pn - «веса» товаров, проданных по соответствующим ценам.

«Вес» товаров, проданных по определенной цене, определяется как отношение числа товаров, проданных по определенной цене, к общему числу проданных в течение непродолжительного периода времени (квартала) товаров.

Пример. В течение непродолжительного периода времени (квартала) организация продала 14 крышек тремя партиями с разными ценами (смотрите таблицу).

Товар (крышки)
Количество (шт.)
Цена без НДС (рублей)
Цена за 1 шт. (рублей)
(1-я партия)
5
320
64
(2-я партия)
6
420
70
(3-я партия)
3
240
80

Средневзвешенная цена = 64 рубля x 5/14 + 70 рублей x 6/14 + 80 рублей x 3/14 = 69 рублей.

Если отклонение цены одной крышки хотя бы в одной партии крышек от средневзвешенной цены составляет более 20 процентов, налоговый орган вправе проконтролировать цены для целей налогообложения.

Допустимое отклонение от средневзвешенной цены в данном случае составляет 13 рублей (69 рублей x 20%).

В нашем примере отсутствует недопустимое отклонение (свыше 20 процентов) цен товаров (крышек) во всех трех партиях от средневзвешенной цены, следовательно, налоговый орган не вправе осуществлять контроль за правильностью применения цен по данным сделкам.

В противном случае для последующего налогового контроля необходимо определить рыночную цену на эти товары в соответствии с порядком, изложенным в пунктах 4 - 11 статьи 40 части первой НК РФ. При этом корректировке в целях доначисления налогов и пеней будут подлежать только те цены, которые окажутся ниже рыночной цены (при условии, что эти цены отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов)».

Налогоплательщикам при формировании цены реализуемого товара (работ, услуг) следует помнить, что в ходе возможной налоговой проверки соответствия установленной цены уровню рыночных цен предполагается (законодатель «предписывает» – смотрите часть 2 пункта 3 статьи 40 НК РФ), что будут учтены надбавки к цене или скидки обычные при заключении подобных сделок. В Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 21 ноября 2001 года №03-12/53672 приводится официальное разъяснение, в котором, в частности, говорится о необходимости иметь в виду, что в пункте 3 статьи 40 НК РФ

«приведен неисчерпывающий список элементов маркетинговой политики. То есть в рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям и каких-либо иных скидок».

Таким образом, при определении рыночных цен на товары учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.

«В данном случае необходимо документальное подтверждение всех существенных обстоятельств, принимаемых во внимание при установлении ценовой политики, проводимой в рамках маркетинговой политики.

Установленные организацией цены и размеры скидок с цены после их обоснования (с проведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К ним могут относиться такие организационно - распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации, а также прайс – листы».

Пример из консультационной практики ЗАО «BKR Интерком-Аудит».

По вопросам контроля налоговых органов за соответствием применяемых цен рыночному уровню (2005 годя):

Приложение к приказу об учетной политике
для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2005 год
«Утверждаю»
Маркетинговая политика ООО «Корт» на 2005 год.

Для увеличения объемов продаж, привлечения новых клиентов, поддержания постоянного спроса на предлагаемые товары утвердить следующие виды скидок.

1. Праздничные

Порядок предоставления скидки:

Скидки предоставляются покупателям в следующие периоды:

- с 10 февраля по 9 марта;

- с 14 апреля по 4 мая;

- с 1 по 31 декабря.

Размер скидки - от 10 до 25 процентов в зависимости от вида и номенклатуры товара.

2. Накопительная (вариант)

Порядок предоставления скидки:

Скидка предоставляется покупателям, которые с начала года приобрели товаров на сумму более 500 000 рублей, и распространяется на все последующие покупки.

Размер скидки - 10 процентов.

Право на скидку утрачивается, если в течение следующего календарного года клиент не совершит ни одной покупки.

Накопительные (вариант)

Порядок предоставления скидки: если клиент в течение года приобретает товар на общую сумму 80 000 рублей, то при каждой последующей покупке он имеет право на 10-процентную скидку. Когда объем закупок за год превысит 100 000 рублей, размер скидки увеличится до 15 процентов. Если покупатель в течение одного календарного года не совершает ни одной покупки, то право на скидку пропадает.

3. Индивидуальные

Порядок предоставления скидки: клиент, который при первой покупке приобретает товар на сумму, превышающую 200 000 рублей, имеет право на разовую скидку в размере 21 процента от стоимости покупки.

Окончание примера.

О формировании цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики необходимо прямо указать в тексте договора купли - продажи товаров, реализуемых со скидкой.

В противном случае, при отсутствии перечисленных документов (оформленных надлежащим образом), устные ссылки налогоплательщика на проводимую маркетинговую политику могут быть не принятыми во внимание налоговыми органами. И как следствие данной ситуации:

- предоставляемые (предоставленные) при реализации товаров (работ, услуг) скидки в размере, более 20 процентов в сторону понижения цены сделки не будут квалифицированы в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики (при исчислении налогооблагаемой прибыли);

- финансовый результат (прибыль, убыток) сделки при этом определяется как от сделки, цена по которой отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (услуг);

- налогоплательщик получает от налогового органа мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением установленных статьей 40 НК РФ методов расчета рыночной цены.

При отсутствии на рынке предложений по сделкам на покупку/продажу товаров (работ, услуг), соответствующих реализуемым товарам (работам, услугам), а также при отсутствии либо недоступности официальных информационных источников для определения «рыночной цены» (в целях налогообложения), используются:

- «метод цены последующей реализации»;

- «затратный метод» (пункт 10 статьи 40 НК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися определения рыночной цены для целей налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Определение рыночной цены для целей налогообложения».