Компания ГАРАНТ

Налоговая инспекция затребовала у организации документы, связанные с контрагентом, который является покупателем производимой организацией продукции. Среди прочих документов (накладных, счетов-фактур, книги продаж), связанных с покупателем, запрошены расшифровки производственных мощностей и штатное расписание организации. Документы затребованы на основании ст. 93.1 НК РФ. Имеет ли право налоговый орган при встречной проверке требовать штатное расписание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый орган вправе затребовать только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а не деятельности организации, у которой они истребуются.

Если штатное расписание организации не связано с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то представлять его не надо. Но, возможно, свою точку зрения придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1).

Критерии, позволяющие определить, какие именно документы и в каких случаях могут считаться касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не установлены.

Поэтому у налогоплательщика фактически могут быть истребованы любые имеющиеся у него документы, которые, по мнению налогового органа, касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

По смыслу ст. 93.1 НК РФ такие документы (информация) могут непосредственно и не относиться к проверяемому налогоплательщику. Они должны касаться его деятельности и могут при этом содержать сведения, относящиеся к иным лицам (в том числе и к лицам, не являющимся контрагентами проверяемого налогоплательщика).

Таким образом, налоговый орган вправе затребовать только документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, а не деятельности организации, у которой они истребуются.

В связи с этим, если штатное расписание организации не связано с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то представлять его не нужно.
Об этом говорит и судебная практика.

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел дело о взыскании ИФНС с ООО налоговых санкций за непредставление сведений по запросу налогового органа. Иск не удовлетворен, поскольку судом установлено, что запрашиваемые у ООО сведения о наличии в его собственности транспортных средств, а также документы, касающиеся аренды автомашины, не касаются взаимоотношений ООО с проверяемым налогоплательщиком, а следовательно, их истребование в рамках встречной налоговой проверки является неправомерным (смотрите постановление от 03.08. 2006 N А26-12278/2005-24).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 28.04.2006 N А26-6237/2005-25 принял сторону налогоплательщика при рассмотрении спора с налоговым органом, который запросил документы, не касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, на основании того, что инспекция не представила ни одного доказательства, подтверждающего отношение истребуемых документов к деятельности проверяемой организации.

Аналогичные решения приняты ФАС Уральского округа (смотрите постановление от 13.08.2007 N Ф09-6374/07-С3) и ФАС Восточно-Сибирского округа (смотрите постановления от 21.07.2005 N А33-29386/04-С3-Ф02-3457/05-С1 и от 16.02.2005 N А19-18554/04-5-Ф02-354/05-С1).

Однако имеется и иная судебная практика, согласно которой налоговый орган самостоятельно определяет перечень запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 N КА-А40/9438-06).

Таким образом, в случае непредставления организацией штатного расписания возможно, что свою точку зрения придется отстаивать в суде.

К сведению:

Требование о представлении документов (информации) налогоплательщик исполняет в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемой информацией (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (взыскание штрафа в размере 5000 рублей, а в случае повторного в течение календарного года отказа от представления запрашиваемых документов - взыскание штрафа в размере 20 000 рублей).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 декабря 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.