Н.С. Николаева, ведущий аудитор ООО «ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ»

Опубликовано в журнале "Учет в торговле" № 2/2010

В связи с изменениями законодательства с 2010 года, а именно замены ЕСН уплатой страховых взносов, произошли перемены и в порядке проведения проверок за исчислением данных взносов. Теперь их будут проводить не налоговые органы, а ПФР и ФСС России. Последнее ведомство, в частности, теперь контролирует правильность выплат по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. О порядке проведения такого рода проверок и поговорим в нашей статье.

Камеральные проверки

Камеральной называют проверку, проводимую по месту нахождения проверяющего органа. Предметом проверки в данном случае будет отчетность плательщика взносов в ФСС России - расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Проверка проводится без какого-либо специального разрешения руководителя фонда. Срок камеральной проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета по начисленным и уплаченным взносам.

Если в расчетах будут выявлены ошибки или противоречия или несоответствия, то контролеры направят плательщику требования представить в течение пяти дней пояснения. При этом фирма вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

В том случае, если ревизоры установят факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов, они обязаны составить акт проверки. Сделать это следует не позднее, чем в течение десяти дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта проверки. Также фирма может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

А вот когда в результате камеральной проверки факты правонарушений не выявлены, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Особенностью камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России является то, что при их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие вправе истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если предоставить такое помещение нет возможности, она может проводиться по месту нахождения органа контроля, то есть в ФСС России.

В ходе проверки контролирующие органы могут затребовать у плательщика взносов необходимые документы. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении. Документы представляются в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.

Плановые и внеплановые выездные проверки

Особенностью контроля за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Однако помимо плановых выездных проверок, предусмотрены и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР.

Основание проведения проверки

Таким основанием является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по месту нахождения организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимается органом контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения такого подразделения

Решение должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования фирмы;

- предмет проверки;

- периоды, за которые проводится проверка. При этом проверкой могут быть охвачены максимум три календарных года, предшествующие году вынесения решения. Она может проводиться не чаще одного раза в три года, при этом не учитываются проверки обособленных подразделений. Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией фирмы может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки

- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.

Сроки проверки

Срок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а проверки обособленного подразделения - одного месяца. Причем обособленные подразделения ревизоры вправе проверять как в рамках выездной проверки головного офиса, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления - не более шести месяцев. Исключение - случай, когда контролирующий орган не смог в шестимесячный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Основания для приостановления следующие:

- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

При этом согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона от 24 июля № 212-ФЗ приостановление проведения выездной проверки для истребования документов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы.

На период приостановления приостанавливаются и проводимые контролерами мероприятия в рамках проверки.

Какие мероприятия вправе осуществлять ревизоры

Перечень мероприятий контроля, утвержденный Федеральным законом от 24 июля 2009 г . № 212-ФЗ, следующий:

- доступ на территорию или в помещение для проведения выездной проверки

- истребование документов при проведении проверки.

При этом будьте внимательны. Контролеры не могут воспользоваться участием свидетеля, осмотреть помещения, территорию налогоплательщика, истребовать документы у контрагентов организации, изъять документы и предметы, провести экспертизу, привлечь специалиста, переводчика и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.

Оформление результатов

В последний день проверки проверяющие должны составить справку о проведенной выездной проверке. В ней фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения, затем она передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Обратите внимание, Законом № 212-ФЗ не предусмотрено проведение повторных проверок.

По результатам выездной проверки акт должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке. Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и проверяемым (его уполномоченным представителем). В случае, если последний отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ предоставляет проверяемым право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта. Также как и при камеральной проверки плательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Рассмотрение материалов дела

Руководитель органа контроля, проводившего проверку, рассматривает акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту. Срок рассмотрения материалов проверки - десять дней со дня истечения срока, данного плательщику взносов на выражение несогласия с актом проверки. Десятидневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего уполномоченного представителя.

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли проверяемое лицо нарушение законодательства РФ о страховых взносах;

2) определяет, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом № 212-ФЗ;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

По результатам рассмотрения материалов руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решениях указываются срок его обжалования, а также порядок такого в вышестоящий орган, наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения фирме направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Как обжаловать решение

Обжаловать решение контролирующих органов может любое лицо, если считает, что решение нарушает его права.

Обжаловать их можно в вышестоящий контролирующий орган или суд. Причем подавать жалобу можно одновременно в вышестоящий орган и в суд или сразу в суд, а можно последовательно, сначала в вышестоящий орган, а затем в суд.

Обжалование ненормативных актов контролирующих органов производится в следующем порядке.

1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.

2. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим контролирующем органом.

3. До принятия решения по жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления.

Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.