Автор: Людмила Доголдиева, руководитель кадрового делопроизводства «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2021 г.
С некоторых пор инспекция по труду проверяет работодателей по так называемому риск-ориентированному подходу (РОП). Это способ организации надзора, когда суровость проверки зависит от категории риска, присвоенной компании. Пристальное внимание контролеры уделяют потенциально неблагополучным предприятиям, а число проверок в отношении добросовестных работодателей – уменьшается. Прочитав статью, вы узнаете, к какой точно категории «трудового» риска относится ваша организация!
Спойлер: придется вспомнить азы математики и немного посчитать.
Как трудовая инспекция решает, к какой категории риска отнести конкретную организацию
Проверить входит ли ваша компания в перечень работодателей с категорией риска «Высокая» и «Значительная» можно на сайте Роструда.
Если вашей организации в таком перечне нет, значит, категория риска не выше средней. Для точного подсчета критерия выполняем пару математических действий.
Первое – вычисляем так называемый показатель «А»: перемножаем соответствующие вашей организации показатели из таблиц 1 и 2 (столбец А и Б соответственно).
Таблица 1
Коэффициент (А) |
|
Менее 200 человек |
0,5 |
От 200 до 499 человек |
0,7 |
От 500 до 999 человек |
1 |
Свыше 1000 человек |
1,5 |
Таблица 2
Наименование основного вида деятельности по ОКВЭД |
Показатель потенциального вреда (Б) |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
0,49 |
Добыча полезных ископаемых |
1,49 |
Обрабатывающие производства |
0,96 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
0,99 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,97 |
Строительство |
0,87 |
Транспортировка и хранение |
0,85 |
Деятельность в области информации и связи |
0,58 |
Образование |
0,44 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
0,57 |
Прочие виды экономической деятельности |
0,2 |
Второе действие – определяем показатель «Б» на основании анализа деятельности организации. Для этого отвечаем на вопросы из нашей таблицы 3 и суммируем все полученные показатели между собой.
Таблица 3
Вопрос |
Да |
Нет |
Наличие факта задолженности по заработной плате за предшествующий год |
0,3 |
0 |
Наличие тяжелых несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год |
0,4 |
0 |
Наличие легких несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год |
0,1 |
0 |
Наличие факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 предшествующих года |
0,1 |
0 |
Суммируем показатель «А» и «Б». Результат – это ваш показатель потенциального риска. Теперь можете определить по нему категорию риска, воспользовавшись таблицей 4.
Таблица 4
Наименование риска |
Показатель потенциального риска |
Регулярность проведения плановых проверок |
Высокий риск |
От 1 и более |
1 раз в 2 года |
Значительный риск |
От 0,99 до 0,75 |
1 раз в 3 года |
Средний риск |
От 0,74 до 0,5 |
1 раза в 4 – 5 лет |
Умеренный риск |
От 0,49 до 0,25 |
1 раз в 6 – 8 лет |
Низкий риск |
Менее 0,24 |
Не проводятся |
Пример. Организация занимается строительством. Численность работников – 150 чел. Однажды в прошлом году выплатили зарплату с опозданием. Несчастных случаев в организации не было, административные предписания не получали.
Итого получаем: 0,5*0,87+(0,3+0+0+0)=0,735, что соответствует уровню риска «средний». Это значит, проверка может прийти к организации раз в 4-5 лет.
Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году
Арсенал контрольных мероприятий у инспекторов ГИТ пополнился. Среди новинок: инспекционный визит и рейдовый осмотр, которые проводятся без предварительного уведомления работодателя.
Кроме того, всегда остается риск внеплановой проверки в случае жалобы сотрудника. И ладно бы – проверили, со штрафом или нет. В будущем это грозит повышением категории риска работодателя.
Как обезопасить бизнес и сократить количество проверок
Чиновники обещали: работодателей, у которых нарушений нет, проверять перестанут. Чтобы соответствовать такому критерию, ведите кадровый учет должным образом. В помощь, для полной уверенности в правильности учета, – кадровый аудит. Можете проводить его как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации.
Наши специалисты кадровой службы помогут обезопасить ваш бизнес от непредвиденных штрафов, проведя аудит кадровых документов вашей организации.
Вы получите:
-
Подробную информацию о проведении аудита, с перечнем всех документов и личных дел сотрудников, которые прошли проверку.
-
Список ошибок, нарушений и недочетов, допущенных во время ведения кадрового делопроизводства, со ссылкой на законодательные акты и размерами возможных штрафов.
-
Рекомендации по устранению нарушений: какие проблемы следует решить в самое ближайшее время и как, чтобы избежать претензий и штрафов.