Источник: ООО "Небо"

За выплату «серых» зарплат могут ввести уголовную ответственность. Законопроект предложили включить в план действий по восстановлению экономики. Рассказываем, насколько серьезна проблема теневых зарплат в нашей стране, и как эксперты оценивают ужесточение наказания.

Кто предложил ввести уголовную ответственность?

Разработать законопроект Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил его глава, Анатолий Артамонов. Сейчас «уголовка» за «черные» и «серые» выплаты может быть, если их размер больше 100 000 рублей. Чиновник считает, что наказывать предпринимателей надо независимо от суммы заработной платы.

Артамонов отмечает, что из-за тех, кто платит «в серую», государство недополучает миллиарды налогов. Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» еще в декабре 2019 года подсчитало: до бюджета страны из-за теневых зарплат не доходит около 3 трлн рублей в год.

При этом, по мнению сенатора, выявить и наказать нарушителей сейчас очень сложно. Поэтому проще ввести уголовное наказание для всех, чтобы привлечь недобросовестных предпринимателей к ответственности.

Насколько проблема серьезна?

В 2019 году агентство «Национальные кредитные рейтинги» подсчитало, что около 18% работающего населения страны получают «серую» зарплату. Для сравнения, в Европе доля теневых выплат сотрудникам в среднем 5%.

Такую цифру НКР получили в результате сравнения данных ФНС и Росстата. Они сравнили цифры работающих россиян и размер средней зарплаты. По данным Налоговой службы, в стране работает на 22% меньше людей, чем по данным Росстата, а средняя зарплата, по сведениям ФНС, на 25% меньше.

Но налоговики собирают данные со всех субъектов экономики. Цифры Росстата же основаны на опросах, которые охватывают далеко не все население, не являются обязательными и могут быть неточными. То есть, у Росстата должно быть меньше данных по количеству трудоустроенных. Разница в цифрах означает, что значительная доля населения страны имеет теневые доходы.

Почему в России так много «серых» зарплат?

Большинство экспертов называют основной причиной «плохой бизнес-климат». На страховые взносы предприниматели должны отдавать около 30% зарплаты сотрудника. Плюс ещё 13% НДФЛ. Для многих предпринимателей это слишком много.

Так считает финансовый аналитик «Финам» Алексей Коренев. И такого же мнения придерживается преподаватель Русской Школы Управления Наталья Сторожева. Она говорит, что «серые» зарплаты — это результат борьбы малого и среднего бизнеса за выживание. 

Эксперт считает, что большинство предпринимателей отказались бы от теневых схем, если бы могли при этом обеспечивать нормальную зарплату сотрудникам, справляться с конкуренцией на рынке и предлагать клиентам товары и услуги по адекватным ценам.

Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов вообще считает, что слабый экономический рост в стране — это результат возможности работать и платить «в серую». Если бы государству удалось каким-нибудь образом полностью ликвидировать теневые схемы, при этом не меняя ничего в экономике и налогообложении, бизнес ждала бы глубокая депрессия.

Вместе с этим многие эксперты говорят, что теневая экономика подкрепляется тем, что сами работники готовы получать зарплату в конверте. По данным Superjob в 2019 году 44% россиян выразило готовность получать зарплату неофициально. Работники не ощущают никакой выгоды от страховых и пенсионных отчислений, а после Пенсионной реформы многие подкрепляют свое желание работать «в серую» тем, что до пенсии они могут и не дожить.

Поможет ли ужесточение наказания сократить процент «серой» зарплаты?

Предложение ввести уголовную ответственность поддерживает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин. Он отмечает, что из-за «черных» и «серых» зарплат недополучает финансирования медицина. По мнению чиновника, теневые выплаты — основная причина, почему у медработников в стране такая низкая зарплата. Да и работники оказываются не защищены. 

Если с сотрудником не заключен договор, или в нем прописана совсем не та зарплата, которую обещает работодатель, работнику могут просто не заплатить, и тот никак не сможет защитить свои права.

Правда, Шеин считает, что уголовное наказание нужно вводить только для крупных предприятий. Малый и средний бизнес часто вынужден платить сотрудникам по теневым схемам в силу обстоятельств.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов против уголовного наказания. Он считает, что ужесточать можно административное наказание, а уголовная ответственность нужна, только если речь идет о больших суммах. При этом Нилов отмечает, что гораздо важнее устранить причины, почему предприниматели нарушают закон. Когда в двухтысячные годы был введен самый маленький в Европе подоходный налог, многие вышли из тени.

Выступил против и глава российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант Юрий Жданов. Он считает, что такая мера недопустима в период коронакризиса, когда бизнесу и так тяжело. Проблема «серых» зарплат прежде всего экономическая. И решать ее надо не уголовным кодексом.

Экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин, вообще, уверен, что данная мера приведет к росту теневой сферы бизнеса и коррупции. Предприниматели просто будут давать больше взяток, чтобы избежать наказания. Как и Ярослав Нилов, экономист убежден, что решить проблему может уменьшение налоговых отчислений за каждого работника.

Как эту проблему решают в Европе?

В европейских странах есть три основных механизма борьбы с теневыми выплатами: 

  1. Увеличение количества инспекций и концентрация на самых недобросовестных отраслях. Следят за теми сферами бизнеса, где доля «серых» зарплат наибольшая. Такой метод активно применяется, например, в Румынии, где процент теневых зарплат примерно как у нас — около 20%. Там есть отдельные министерства, которые тщательно проверяют строительный бизнес. В Швеции самая большая доля теневых зарплат в такси и салонах красоты. Поэтому там пристально следят именно за этими видами бизнеса.

  2. Большие штрафы. В Германии и Италии за такое нарушение могут оштрафовать на 3000 евро за каждого сотрудника.

  3. Повышение уровня минимальной зарплаты. К этому подходу прибегают в Центральной Европе. В Словении, например, минимальная оплата труда — 46% от средней зарплаты. Поэтому если какие-то компании хотят платить работникам «в серую», около половины зарплаты сотрудника все равно получается белой. И многие фирмы отказываются от теневых схем, так как с ними получается не такая уж большая экономия.

Уголовное наказание тоже есть, но за крупные нарушения. Например, в Латвии предпринимателя могут лишить свободы на 2 года, если общая сумма серой зарплаты больше 3700 евро (10 минимальных зарплат). Эта мера примерно сопоставима с наказанием, которое действует у нас сейчас.

За границей борются с проблемой разными, в том числе и репрессивными способами. Но брать пример с Европы в данном случае было бы неправильно, так как процент людей, работающих «в серую», там значительно меньше. 

У нас же многие эксперты говорят о том, что нужно реформировать экономику, а не ужесточать наказание. Такого же мнения придерживаются и некоторые чиновники в Госдуме. Поэтому стоит надеяться, что предложение ввести уголовные наказания не будет поддержано.