Автор: Чернов С. А., эксперт журнала

Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера" № 4/2020

Комментарий к Постановлению Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 10.03.2020 № 13АП-837 2020.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 по делу №А56-95484/2019 оспаривался акт выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, составленный Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита. По мнению проверяющих, федеральное государственное казенное учреждение неправомерно возмещало командированным работникам в числе расходов на проезд стоимость питания в вагоне-бистро скоростного поезда «Сапсан».

Суды двух инстанций с контролерами не согласились. Выводы судей строились на следующем. В силу ст. 168 ТК РФ в случае направления сотрудника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему расходы на проезд.

Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных учреждениях, определены пп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729. В соответствии с ним расходы на проезд железнодорожным транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, по пользованию в поездах постельными принадлежностями) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда. В рассматриваемом деле работнику были куплеты билеты в вагон-бистро стоимостью 2 000 руб.

Из материалов дела.

Судом установлено: на сайте перевозчика в Интернете указано, что в составе поезда «Сапсан» есть вагон № 5 (бистро). В этом вагоне может быть размещено до 40 пассажиров. Причем конструкционно салон вагона разделен на две части: барную – для приема пищи посетителями в пути, пассажирскую – для проезда пассажиров. При этом для удобства посетителей вагонов-бистро часть кресел в продажу не поступает. Для перевозки пассажиров используется не более 20 кресел, остальные – для приема пищи.

Суд указал, что законодательство не запрещает отправлять сотрудника в командировку на скоростном поезде «Сапсан», в том числе в каком‑либо из его вагонов. Покупая билет, работник может не знать, что определенная сумма оплаты предназначена только на питание включено в билет. Проверяющие не представили доказательства того, что цена купленного работником билета превышает стоимость проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда. На этом основании суд не увидел нарушения в том, что учреждение возместило работникам стоимость питания в поезде.

Более того, п. 2 Постановления Правительства РФ № 729 предусматривает возможность оплатить работникам дополнительные затраты в командировке за счет экономии средств, выделенных из соответствующего бюджета и с согласия работодателя. В данной ситуации работодатель такую оплату согласовал. Поэтому возмещение стоимости билета командировка расходов правомерно даже в ситуации, когда стоимость билета превышает установленный лимит.