Кокурина М. А.

Журнал "Главная книга" № 3/2014

http://www.facebook.com/G.kniga

Как оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю.

Чтобы заполучить новых клиентов или продвинуть новую продукцию, поставщики бесплатно отдают образцы своих товаров розничным магазинам, оптовикам или производителям. Те в свою очередь знакомятся с образцами или показывают их своим клиентам, чтобы выяснить, к примеру, подходит ли упаковочный картон по прочности или вызвала ли интерес ретейлеров коллекция одежды предстоящего сезона. И по итогам "смотрин" решают, стоит ли заключать с поставщиком договор.

Как быть с налогами и какие документы нужно оформить, "раздаривая" образцы своим контрагентам? На эти вопросы мы сейчас и ответим.

"Образцовые" налоги и бухучет

Вы передаете образцы потенциальным покупателям без оплаты. А в подобной ситуации, как водится, без спора с налоговиками обойтись сложно. Здесь есть два варианта: один из них для вас выгоднее, другой - безопаснее.

Вариант 1. Более безопасный, зато невыгодный

По мнению налоговых органов, "дарение" образцов - это безвозмездная передача, поэтому:

- все связанные с ней затраты нельзя учитывать в целях исчисления налога на прибыль <1>;

- со стоимости передаваемых образцов надо начислить НДС <2>. А входной НДС по ним можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки:

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы
стоимость переданных
образцов

90 "Продажи",
субсчет
"Себестоимость"

41 "Товары", 41-1
"Образцы товара"
или 43 "Готовая
продукция"

Начислен НДС со стоимости
переданных образцов

90 "Продажи",
субсчет "НДС"

68 "Расчеты по
налогам и сборам"

Вариант 2. Более выгодный, зато небезопасный

Вы можете учесть затраты на производство (приобретение) образцов и их передачу (например, доставку потенциальному покупателю) в полной сумме как прочие расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия <3>.

Но при проверке будьте готовы отстоять свои "образцовые" расходы перед проверяющими, вышестоящим налоговым органом, а возможно, и в суде. Тут вам могут помочь, в частности, такие аргументы <4>:

- такая передача не носит безвозмездный характер, поскольку при безвозмездной передаче отсутствует встречное предоставление <5>. А вы хотя и передаете образцы бесплатно, но рассчитываете в ответ получить экономическую выгоду - увеличить прибыль за счет заключения новых договоров поставки, расширения рынков сбыта;

- по мнению Минфина, при расчете налога на прибыль могут учитываться затраты, направленные на привлечение большего числа клиентов <6>. А передача образцов как раз и преследует такую цель.

Таким образом, безвозмездной передачи товаров у вас нет, расходы обоснованны, входной НДС можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки:

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы
стоимость переданных
образцов

44 "Расходы на
продажу"

41 "Товары", 41-1
"Образцы товара"
или 43 "Готовая
продукция"

"Образцовый" документооборот

При любом из предложенных вариантов вам лучше оформить такие документы.

Шаг 1. Разработайте локальный нормативный акт, предусматривающий правила передачи образцов. К примеру, это может быть:

<или> программа повышения лояльности клиентов;

<или> маркетинговая политика;

<или> отдельный приказ руководителя, обосновывающий необходимость передачи образцов.

В любом из подобных документов можно записать положение такого содержания.

В целях стимулирования сбыта Компания передает клиентам или
потенциальным покупателям образцы своей продукции для
ознакомления с ее качеством и свойствами, тестирования,
выявления покупательского спроса в регионах.
Образцы поставляются за счет Компании.

Шаг 2. Отгрузите образцы:

<или> по накладной, составленной по унифицированной форме (например, товарная накладная ТОРГ-12 или накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)) или по форме, разработанной и утвержденной вашей организацией самостоятельно;

<или> по универсальному передаточному документу (УПД).

Если будете начислять НДС, на выставляемом в одном экземпляре счете-фактуре сделайте отметку "Бесплатная передача" <7>.

Примечание. Подробно о правилах заполнения УПД читайте: ГК, 2013, N 22, с. 13

Безвозмездно? Лучше почти даром

Если вы не хотите спорить с налоговиками по "образцовым" расходам, передайте свои образцы за символическую плату. Конечно, если получатель на это пойдет. Тогда это будет обычная реализация и вам понадобится:

- отгрузить образцы по накладной с указанием цены за единицу;

- отразить выручку от продажи и расходы в виде покупной стоимости (себестоимости) образцов;

- выставить счет-фактуру.

То, что реализация прошла с убытком, не должно вас пугать.

Примечание. Еще иногда предлагают такой вариант: заключить с контрагентом соглашение о тестировании (испытании, апробации) <8>, в котором прописано, что:

- право собственности на образцы не переходит к потенциальному покупателю, а сами образцы используются им исключительно для апробации и установления возможности их применения у него;

- оплачивать образцы не надо;

- по результатам испытаний и тестов получатель образцов должен представить вам документ (к примеру, акт, заключение), содержащий выводы:

<или> о возможности применения у него вашей продукции или товаров;

<или> о причинах, по которым они ему не подошли.

С таким соглашением у вас не будет объекта по налогу на прибыль и НДС. Ведь нет реализации - право собственности на образцы к контрагенту не переходит <9>. Счет-фактуру можно не выставлять.

Однако здесь есть вероятность, что налоговые органы признают подобную операцию безвозмездным получением вами услуги по тестированию (испытанию, апробации) вашей продукции. И доначислят вам налог на прибыль на стоимость такой услуги.

* * *

В случае когда вы передаете образцы в рекламных целях (предположим, получатель должен раздать пробники вашей продукции розничным покупателям), проще учитывать "образцовые" расходы как расходы на рекламу. Только помните, что:

- в качестве рекламных такие затраты признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации <10>;

- значительно усложнится документооборот, потому что для признания рекламных расходов вам нужно будет получить от контрагента бумаги, подтверждающие проведение рекламной акции с вашими образцами.


<1> п. 16 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777; Постановление 15 ААС от 13.08.2013 N 15АП-9919/2013

<2> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<3> ст. 252, подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ

<4> Постановление 9 ААС от 02.10.2012 N 09АП-24314/2012-АК

<5> ч. 1 ст. 572 ГК РФ; ст. 11 НК РФ

<6> Письмо Минфина от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154

<7> п. 19 приложения N 4 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 N 1137; Письмо Минфина от 27.07.2012 N 03-07-11/197

<8> ст. 421 ГК РФ

<9> подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ

<10> п. 4 ст. 264 НК РФ