Компания "Гарант"

Организация (общая система налогообложения) бесплатно передает определенному кругу лиц (автотранспортные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и т.п.) пробники производимых продуктов в целях продвижения продукции на рынке. Себестоимость готовой продукции (пробников) - 500 рублей. Как производится бухгалтерский и налоговый учет передачи пробников указанным юридическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, при безвозмездной передаче пробников готовой продукции организация-производитель начисляет НДС. Стоимость такой продукции не учитывается в целях налогообложения прибыли. В бухгалтерском учете стоимость переданных пробников учитывается в составе прочих расходов.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Для классификации затрат в целях налогообложения, на наш взгляд, в рассматриваемом случае целесообразно воспользоваться нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

Так, ст. 3 Закона N 38-ФЗ определяет, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В то же время объектом рекламирования может быть, в частности, признан товар, изготовитель или продавец товара и т.п., на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Понятие неопределенного круга лиц дано в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.07.2007 N АЦ/4624, в котором разъясняется, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. В рассматриваемом случае пробники производимой продукции распространяются среди определенного круга юридических лиц (автотранспортные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и т.п.).

Поэтому полагаем, что, поскольку передача бесплатных пробников адресована определенному кругу лиц, такая передача не может рассматриваться как передача продукции в рекламных целях.

Аналогичное мнение приведено в письме Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567, в котором финансисты отметили, что, так как акции проводятся среди юридических лиц - торговых точек, реализующих продукцию, т.е. перечень лиц, участвующих в акции заранее известен, расходы на их проведение не могут быть отнесены к рекламным (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 N 20-12/015163 и от 30.09.2008 N 20-12/091764). При квалификации указанных расходов следует учитывать, что в целях налогообложения безвозмездная передача пробников юридическим лицам признается реализацией товаров (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В случае невозможности отнесения произведенных расходов к расходам на рекламу необходимо учитывать следующее. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и являются обоснованными и документально подтвержденными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Подобное мнение отражено также в письме Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390. Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что стоимость переданной в качестве пробников готовой продукции при определении налоговой базы учтена не будет.

НДС

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в том числе, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе.

Таким образом, при безвозмездной передаче пробников с готовой продукцией организации-изготовителю следует начислить НДС. При этом в данной ситуации не имеется оснований для применения положений пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Величина налоговой базы по данной операции определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Как следует из полученных уточнений, организация передает определенным юридическим лицам пробники произведенной ею готовой продукции.

Учитывается готовая продукция на счете 43 "Готовая продукция" на основании Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), которая указывает, что счет 43 предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

В свою очередь, п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Учитывая, что расходы в виде стоимости безвозмездно переданных пробников готовой продукции не связаны с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), их стоимость учитывается в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99).

Отражаются такие расходы в соответствии с Инструкцией на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Представляется, что передача пробников готовой продукции будет отражаться в учете организации-производителя следующим образом: Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 43 - переданы пробники готовой продукции; Дебет 91, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "НДС" - начислен НДС с безвозмездной передачи.

К сведению:

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная (унифицированная форма ТОРГ-12). Она составляется в двух экземплярах, один из которых остается у передающей стороны и является основанием для списания товара, а второй - передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

- Вопрос: Область деятельности организации - оптовая торговля промышленным химическим сырьем. Продажи осуществляются в основном крупными партиями по 10, 20 тонн. Организация регулярно предоставляет клиентам бесплатные образцы товаров. Количество варьируется от 1 кг - 25 кг. На эти образцы организация выставляет все документы - счет-фактуру и накладную, но с нулевой стоимостью. Но налоговые органы трактуют такую реализацию как отклонение больше, чем на 20% от средней цены товара и требуют доначислять до этой средней и начислять соответственно все налоги. Можно ли как-то избежать такого доначисления? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2008 г.);

- На правах рекламы (М.Л. Косульникова, "Налоговый учет для бухгалтера", N 8, август 2007 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
Компания "Гарант", г.Москва

14 августа 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.