Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Минфином подготовлен Приказ от 27.09.2017 № 148н (далее – Приказ № 148н), согласно которому вносятся очередные поправки в Инструкцию № 157н. Изменения касаются Единого плана счетов, общих требований к ведению бухгалтерского учета, порядка ведения бюджетного учета драгметаллов и иных материальных ценностей, составляющих Госфонд РФ, порядка формирования первоначальной стоимости нематериальных активов и др.

Изменения в плане счетов

Cкорректированы названия отдельных счетов в Едином плане счетов:

Номер счета

Наименование счета до внесения изменений

Наименование счета после внесения изменений

204 32 000

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных (муниципальных) предприятиях

206 63 000

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Некоторые счета исключаются из Единого плана счетов, к ним относятся счета:

204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;

206 61 000 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Уточнен порядок формирования номера счета рабочего плана счетов.

Согласно дополнениям в п. 21 Инструкции № 157н формирование номера рабочего плана счетов (в 1 – 17-м разрядах соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в 24 – 26-м разрядах – ­КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных соответствующей инструкцией (№ 162н, 174н, 183н).

Дополнения в общих правилах ведения бухгалтерского учета

О влиянии ошибки в отчетности на достоверность ее показателей.

В пункте 3 Инструкции № 157н содержатся общие положения, которые учреждениям необходимо учитывать при ведении бухгалтерского учета. В этот пункт Приказом № 148н вносится дополнение о том, что наличие ошибок или искажений по показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности, не влияющих на экономическое решение учредителей учреждения (пользователя информации), принимаемое на основе данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки (определения) исполнения субъектом учета условий получения субсидий бюджетным (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, иных бюджетных ограничений, не влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О приоритетном признании расходов над возможными доходами.

Согласно дополнению в п. 3 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов (принцип осмотрительности).

Для справки: принцип осмотрительности – общепринятый принцип бухгалтерского учета, предполагающий определенную степень осторожности в формировании суждений, необходимых при осуществлении оценки в условиях неопределенности, с тем чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены (Свободный экономический словарь, www.termin.bposd.ru).

Примерами приоритетного признания расходов (обязательств) над доходами (активами) в государственных (муниципальных) учреждениях можно назвать следующие факты хозяйственной жизни: признание убытков от обесценения активов, создание резервов предстоящих расходов.

Об исправлении ошибок.

Порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета в зависимости от периода их обнаружения содержится в п. 18 Инструкции № 157н.

В данный пункт вносятся корректировки, касающиеся ошибок, выявленных после сдачи отчетности учредителю (финансовому органу). В частности, по решению учредителя (финансового органа) ошибка, обнаруженная после принятия представленной ему бухгалтерской отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности. До вступления в силу Приказа № 148н в этом пункте говорится об ошибке, обнаруженной до утверждения отчетности, представленной учредителю.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого журнала операций, его номер (при наличии), а также период, за который он составлен. Согласно дополнениям в справке также указывается период, в котором были выявлены ошибки.

Еще в данный пункт вводится положение о том, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и отчетности.

О порядке проведения инвентаризации.

В силу п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в порядке, установленном в учетной политике учреждения, с учетом положений законодательства РФ. Приказом № 148н дополнено, что инвентаризация также проводится в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе учтенных на забалансовых счетах.

Изменения в порядке учета нефинансовых активов

Об уточнении предназначения счетов для учета нефинансовых активов.

В силу п. 22 Инструкции № 157н счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, относящихся в соответствии с данной инструкцией к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг. Согласно Приказу № 148н в данный пункт вносятся уточнения, что указанные счета также применяются для отражения информации об активах, переданных в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, а также уточнения об имуществе, являющемся объектом концессионных соглашений, и имуществе, составляющем государственную (муниципальную) казну.

Об учете драгоценных металлов и камней, составляющих Госфонд РФ.

Порядок определения первоначальной стоимости таких ценностей содержится в п. 23 Инструкции № 157н. С вступлением в силу Приказа № 148н данные положения исключаются из указанного пункта, вводится новый п. 23.1, в котором подробно описан порядок бюджетного учета драгоценных металлов и камней, составляющих Госфонд РФ. Порядок переоценки активов в ценностях Госфонда РФ включен в п. 28 Инструкции № 157н.

Для учреждений спорта данные положения неактуальны.

О передаче вложений в объект нефинансовых активов балансодержателю.

В пункте 27 Инструкции № 157н сказано, что фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Согласно Приказу № 148н названный пункт уточняется: передача вложений осуществляется на основании извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

Для учреждений спорта данное положение актуально, например, когда бюджетному (автономному) учреждению переданы полномочия по осуществлению бюджетных инвестиций в целях строительства (реконструкции) спортивного объекта (иного имущества), находящего на балансе учреждения. По завершении работ капитальные вложения, осуществленные учреждением как получателем бюджетных средств (в рамках переданных полномочий), передаются бюджетному учреждению с последующей процедурой принятия к учету или увеличения стоимости спортивного объекта (иного имущества). Передача вложений осуществляется на основании извещения (ф. 0504805) с приложением подтверждающих документов.

О порядке определения первоначальной стоимости нематериальных активов.

В пункте 62 Инструкции № 157н содержится перечень расходов, которые учитываются при формировании первоначальной стоимости нематериального актива (НМА) при его приобретении за плату, создании. С вступлением в силу поправок, внесенных Приказом № 148н, из данного перечня исключаются следующие расходы:

  • регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;

  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

  • суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ.

С учетом изменений перечень расходов, включаемых в фактические вложения в НМА, будет следующим:

1) суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

2) расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;

3) расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;

4) иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

По нашему мнению, при определении первоначальной стоимости НМА к расходам, поименованным в пункте 4 (иные расходы), могут быть отнесены и те расходы, которые исключаются из п. 62 Инструкции № 157н. При этом целесообразно прописать в учетной политике перечень иных расходов, связанных с приобретением, созданием нематериального актива и учитываемых в учреждении при формировании вложений в НМА.

Также в указанном пункте уточняется, что в сумму фактических вложений не включаются расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам предшествующих отчетных периодов, выполняемым учреждением по договорам (контрактам).

Изменения в порядке учета операций на счетах по санкционированию расходов

В соответствии с п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств, принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Приказом № 148н вносятся уточнения, что необходимо учитывать также неисполненные отложенные обязательства.

Согласно п. 312 Инструкции № 157н по завершении текущего финансового года показатели по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответственно на текущий, первый год. С учетом изменений к показателям, подлежащим переносу, относятся не только остатки, но и обороты по счетам.