Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Инвентаризация

26.04.2016 Печать Email

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.

Нормативная база процесса инвентаризации

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Цель инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;

  • определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

  • сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

  • проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;

  • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Виды инвентаризации

Инвентаризация по охвату имущества делится на:

  • полную;

  • частичную.

По основаниям проведения на:

  • плановую;

  • внеплановую (внезапную).

Порядок и сроки проведения инвентаризации

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения инвентаризации

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;

  • формирование инвентаризационной комиссии;

  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

  • получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Инвентаризация: подробности для бухгалтера
  • Готовимся к инвентаризации
    ... государственных (муниципальных) учреждениях необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств, что предусмотреть ... (муниципальных) учреждениях необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств, что предусмотреть ... приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной ... имущества и расчетов, подлежащих инвентаризации; причины проведения инвентаризации; состав инвентаризационной комиссии. Унифицированной ...
  • Инвентаризация расчетов с персоналом и бюджетом в части «зарплатных» налогов
    ... периода, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой ... о проведении инвентаризации; даты начала и окончания инвентаризации; место проведения инвентаризации (указывается наименование ... издаются соответствующие приказы о проведении инвентаризации, утверждается состав инвентаризационной комиссии, определяются ... . Основной. Он подразумевает непосредственно проведение инвентаризации (проверку фактического наличия обязательств, выявление ...
  • Инвентаризация лекарств в аптеке: нюансы проведения
    ... , политике), за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными ... , политике), за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными ... ответственных лиц. Документальное оформление результатов инвентаризации. Инвентаризационные описи подписывают все члены ... или психотропного вещества на момент инвентаризации. Инвентаризация ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств ...
  • Инвентаризация объектов основных средств в учреждениях
    ... отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация активов и обязательств. Результаты ... отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация активов и обязательств. Результаты ... ответственными лицами. После окончания инвентаризации материально ответственные лица должны дать ... »). Отражение результатов инвентаризации в учете По завершении инвентаризации выявленные расхождения ( ... учредителя. Отражение результатов инвентаризации в отчетности Результаты инвентаризации активов и обязательств, ...
  • Отражаем результаты инвентаризации
    ... бухгалтерской отчетности и учете результатов инвентаризации осуществляется на основании инвентаризационных ... В автономном учреждении при проведении инвентаризации был обнаружен неучтенный персональный компьютер ... учете учреждения необходимо отразить результаты инвентаризации: Содержание операции Дебет Кредит ... недостач, выявленных при учете результатов инвентаризации, отражаются следующим образом: Содержание ... при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения ...
  • Проведение годовой инвентаризации в учреждении
    ... обратить внимание при проведении годовой инвентаризации? – Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных ... указаны основные требования к проведению инвентаризации. Перед составлением годовой отчетности ... возможность не проводить обязательную годовую инвентаризацию в отношении следующего имущества: ... описи или акты инвентаризации. При выявлении в ходе инвентаризации расхождений необходимо ... учета учреждения. Основным документом проведения инвентаризации расчетов является акт сверки. ...
  • Аудиторские процедуры оценки системы внутреннего контроля при инвентаризации материалов, переданных на переработку по договору переработки давальческого сырья
    ... № 49). Определенного порядка проведения инвентаризации имущества, переданного переработчику, не установлено ... , что достигается посредством проведения инвентаризации. Следующим этапом аудиторских процедур ... систему внутреннего контроля перед инвентаризацией Сверить данные бухгалтерского учета ... и результатов инвентаризации (во время инвентаризации) Оценить систему внутреннего ... бухгалтерского учета и результаты инвентаризации (после проведения инвентаризации) Оценить систему внутреннего ...
  • Как провести инвентаризацию и оформить ее результаты?
    ... 34н и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными ... документа). Вместе с тем непроведение инвентаризации, нарушения, допущенные при оформлении ... документа). Вместе с тем непроведение инвентаризации, нарушения, допущенные при оформлении ... недостачи, выявленных при инвентаризации. Арбитры признали результаты проведенной инвентаризации недостоверными, не ... проверка наличия ТМЦ. Формальное проведение инвентаризации обычно чревато налоговыми последствиями, ...
  • Об инвентаризации активов и обязательств учреждения и наличии в комиссии бухгалтера
    ... а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за ... том числе устанавливают порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных ... комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, ... правового акта, учитывающего особенности проведения инвентаризации. Одновременно обращено внимание, что ... требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора. Аналогичные ...
  • Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм
    ... учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом ... и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом ( ... членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость ... инвентаризационной комиссии. По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, ... нормативным актом). Отражение результатов инвентаризации. Расхождения между фактическими ...
  • Обязательная ежегодная инвентаризация в учреждении
    ... инвентаризации: Инвентаризация денежных документов. Инвентаризация денежных средств. Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов по поступлениям. Инвентаризация ... остатков на счетах учета денежных средств. Инвентаризация ... ТСД в документы инвентаризации. Сам документ инвентаризации не несет за ... 0504835 « Акт о результатах инвентаризации ». Инвентаризацию драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях ...
  • Проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности
    ... а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением ... обязательной инвентаризации (она проводится в соответствии ... том числе устанавливают порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных ... требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора. Вместе ... содержат указания на обязанность проведения инвентаризации исключительно по завершении финансового ( ...
  • О проведении инвентаризации нефинансовых активов учреждений с учетом видов финансового обеспечения
    ... которые устанавливают и порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных ... документов, применяемых при проведении инвентаризации, утверждены Приказом Минфина РФ от ... – Приказ № 52н). По результатам инвентаризации оформляются: инвентаризационная опись (сличительная ведомость ... количество, сумма). Сведения о результатах инвентаризации (по недостачам и излишкам – ... 0504835) является заключительной процедурой проведения инвентаризации. Он оформляется на основании инвентаризационных ...
  • Инвентаризация-2018
    ... учреждения устанавливался внутренний порядок проведения инвентаризации. Напомним, в Методических указаниях № 49 ... раскрываются общие правила проведения инвентаризации, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств ... (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется: разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям ... . Следовательно, увеличатся сроки проведения инвентаризации. Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление ...
  • Отражение результатов инвентаризации в учете
    ... в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском ... устанавливается в положении о проведении инвентаризации. Оприходование излишков материальных ценностей ... имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, отражается как внереализационные доходы ... Кредиторская задолженность. Выявленные в ходе инвентаризации суммы задолженности, не востребованные кредиторами ... в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском ...

Отключить мобильную версию