Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Инвентаризация

26.04.2016 Печать Email

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.

Нормативная база процесса инвентаризации

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Цель инвентаризации

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;

  • определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

  • сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

  • проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;

  • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Виды инвентаризации

Инвентаризация по охвату имущества делится на:

  • полную;

  • частичную.

По основаниям проведения на:

  • плановую;

  • внеплановую (внезапную).

Порядок и сроки проведения инвентаризации

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения инвентаризации

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;

  • формирование инвентаризационной комиссии;

  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

  • получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.



Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Инвентаризация: подробности для бухгалтера
  • Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм
    ... учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом ... и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом ( ... членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость ... инвентаризационной комиссии. По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, ... нормативным актом). Отражение результатов инвентаризации. Расхождения между фактическими ...
  • Инвентаризация: пошаговая инструкция
    ... реорганизации организации. Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация проводится в несколько этапов. ... ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в ... Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная Постановлением Госкомстата ... Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации Инвентаризационная комиссия представляет руководителю ... в учете результатов инвентаризации Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим ...
  • Обязательная ежегодная инвентаризация в учреждении
    ... инвентаризации: Инвентаризация денежных документов. Инвентаризация денежных средств. Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов по поступлениям. Инвентаризация ... остатков на счетах учета денежных средств. Инвентаризация ... ТСД в документы инвентаризации. Сам документ инвентаризации не несет за ... 0504835 « Акт о результатах инвентаризации ». Инвентаризацию драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях ...
  • Независимая инвентаризация промышленных предприятий. Что это за зверь?
    ... о проведении независимой инвентаризации. Организации стали проводить инвентаризацию с помощью ... специалистов. Независимая инвентаризация промышленных предприятий отличается от инвентаризации торговых сетей. ... задолженности. Инициатором проведения независимой инвентаризации являются сами собственники и руководство ... приходится сталкиваться инициаторам проведения независимой инвентаризации? Прежде всего, с ... подавляющем большинстве при проведении инвентаризации работники бухгалтерии являются союзниками ...
  • Инвентаризация расчетов с персоналом
    ... указаний). Обязанность компаний проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности установлена ... операциям"; - строке "Причина инвентаризации" - "составление бухгалтерской ... выплате заработной платы При проведении инвентаризации необходимо проверить соответствие начисленных ... по каждому работнику организации. Инвентаризация расчетов по депонированным суммам Депоненты ... суммам". При проведении инвентаризации депонированных сумм проверяется соответствие остатка ...
  • Инвентаризация расчетов с контрагентами
    ... обязательств. Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых ... . Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых ... расчеты". Документальное оформление инвентаризации Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная ... 63 200 000 Оформление результатов инвентаризации Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом ...
  • Отражение результатов инвентаризации в учете
    ... в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском ... устанавливается в положении о проведении инвентаризации. Оприходование излишков материальных ценностей ... имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, отражается как внереализационные доходы ... Кредиторская задолженность. Выявленные в ходе инвентаризации суммы задолженности, не востребованные кредиторами ... в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском ...
  • Порядок отражения пересортицы в бухгалтерском учете, выявленной в результате инвентаризации
    ... учете, выявленной в результате инвентаризации? Каков порядок отражения пересортицы ... активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих ... Поскольку пересортица выявляется в результате инвентаризации, о допущенной пересортице материально ... Методических указаний по инвентаризации определено, что выявленные при инвентаризации расхождения фактического ... ценностей, выявленных по результатам инвентаризации. Для целей налогообложения прибыли ...
  • О зачете излишков и недостач по результатам инвентаризации
    ... результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации № 49. Кроме того, соответствующие ... результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации № 49. Кроме того, соответствующие ... предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов ... материальных ценностей, выявленных по результатам инвентаризации, при условии соблюдения ограничений, ... о надлежащем документальном оформлении результатов инвентаризации, включая проведение зачета. В ...
  • Вправе ли работодатель задержать выдачу трудовой книжки и осуществление расчета при увольнении сотрудника до окончания инвентаризации?
    ... расчета при увольнении до окончания инвентаризации. Инвентаризацию целесообразно завершить до даты ... При разработке порядка проведения инвентаризации учреждение использует положения Методических указаний ... по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, ... Как показывает судебная практика, инвентаризация, проведенная в отсутствие материально ответственного ... может откладываться до окончания инвентаризации. Наоборот, инвентаризацию нужно успеть завершить до ...
  • Инвентаризация расчетов по налогам и сборам, социальному страхованию
    ... Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и ... Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и ... обеспечению"; Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная ... документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно - за ... корректировочные записи. Основание - акт инвентаризации. После урегулирования вопроса (например, ...
  • Проведение инвентаризации имущества (I часть)
    ... порядок проведения инвентаризации имущества. Когда необходимо проводить инвентаризацию имущества и ... порядок проведения инвентаризации имущества. Основной целью проведения инвентаризации является выявление ... при которых инвентаризация обязательна Перечень случаев, когда инвентаризация имущества является ... Минфина РФ. Сроки проведения инвентаризации Инвентаризация основных средств должна проводиться не ... основных средств, целесообразно проводить инвентаризацию чаще. Важно! Кроме запланированных ...
  • Проводим инвентаризацию активов и обязательств правильно
    ... подготовке годовой бухгалтерской отчётности проведение инвентаризации обязательно. Это необходимо для ... данной статье основные моменты проведения инвентаризации. При подготовке годовой бухгалтерской ... отчётности проведение инвентаризации обязательно. Это необходимо для ... Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской ... организации 12 . Отражение результатов инвентаризации Выявленные суммы расхождений бухгалтер должен ...
  • Организация проведения инвентаризации имущества (I часть)
    ... Обозначим основные этапы организации проведения инвентаризации имущества. Как рационально организовать ... этапы организации проведения инвентаризации имущества. Порядок проведения инвентаризации состоит из нескольких ... имущества, разрабатывается график проведения инвентаризации в каждом цехе, переделе, ... бухгалтер Ландышева И.А. для инвентаризации незавершенного строительства - Главный бухгалтер Нарциссова ... основанием для признания итогов инвентаризации недействительными, поскольку фактическая работа ...
  • Организация проведения инвентаризации имущества (II часть)
    ... Обозначим основные этапы организации проведения инвентаризации имущества. II этап. Непосредственное проведение ... инвентаризации. Методика проведения инвентаризации определяется спецификой деятельности предприятия ... определении заделов, агрегатов. Сама методика инвентаризации зависит от технологических процессов производства ... торговых компаниях, процесс инвентаризации полностью автоматизируют. Такая автоматизированная инвентаризация достигается с помощью ...

Отключить мобильную версию