ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО <Интерком-Аудит>

Любой хозяйствующий субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивает различные виды налогов.  Основными документами налогового законодательства в нашей стране являются Налоговый кодекс РФ и  принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая политика в Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РФ  каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленный налог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить в бюджет. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитает налогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в конечном итоге зависит величина налоговых последствий для организации.

Рассчитывая налоговую базу, налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть, фактически, должен  иметь учетную политику в целях налогообложения.

Таким образом, начиная с  1 января 2002 года все организации должны составлять и утверждать две учетных политики предприятия – учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения.

Составление учетной политики в целях бухгалтерского учета процесс для бухгалтеров не новый. Это требование  содержится в пункте 5 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34н.

А вот до вступления в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ порядок составления учетной политики организации для целей налогообложения законодательством установлен не был. Вопросы, касающиеся налогообложения, организации отражали в бухгалтерской учетной политике, составляемой в соответствии  Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации’» ПБУ 1/98.  В настоящее время, как было отмечено выше, необходимо утверждать две отдельные учетные политики: бухгалтерскую на основании ПБУ 1/98 и налоговую в соответствии со статьей 313 главы 25 Налогового кодекса РФ, так как определение учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета различны.

Уточним определение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета:

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Определение Основания Определение Основания
Учетная политика для целей бухгалтерского учета – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. П.2 ПБУ 1/98 Учетная политика для целей налогового учета - это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы.К способам ведения налогового учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета, с применением аналитических регистров налогового учета. Ст. 313, 314гл.25 НК РФ

Обе учетные политики – бухгалтерскую и налоговую – можно утвердить одним приказом руководителя организации, но при этом необходимо каждую из них выделить в отдельный раздел.

Приказ об утверждении учетной политики может быть оформлен следующим образом.

УТВЕРЖДЕНО*

Решение Совета Директоров

от «___» _______________

ПРИКАЗ №__

г. Москва                                                                                                               от «___» ____________

Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н, и частью второй Налогового кодекса РФ

приказываю:

утвердить прилагаемое Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2003 год в ___________________________.

                                                             (название организации)

Генеральный директор                   _____________              /____________________/

                                                                                      (подпись)                                       ( расшифровка подписи)

Примечание.

*Приказ об утверждении Положения об учетной политике утверждается решением Совета директоров предприятия в тех случаях, когда в Уставе или других внутренних документах организации это специально оговорено.

Далее детально рассмотрим формирование учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Один из основных  принципов формирования учетной политики, который изложен в ПБУ 1/98, - принцип последовательности применения учетной политики, то есть
принятая организацией учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Данный принцип предполагает, что методология бухгалтерского учета остается неизменной в течение отчетного года и в последующие периоды.

Однако этот принцип нельзя механически переносить на учетную политику по налогу на добавленную стоимость. Ниже объясним почему. Налог на добавленную стоимость регулирует глава 21 НК РФ. Требования, которые выдвигает глава 21 к учетной политике,  изложены в статье 167 НК РФ.

   1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является:

   1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

   2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

   2. В целях настоящей статьи оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

   1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

   2) прекращение обязательства зачетом;

   3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

   3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его реализации.

   4. В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем - векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем - векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

   5. В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:

   1) день истечения указанного срока исковой давности;

   2) день списания дебиторской задолженности.

   6. При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

   7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства.

   8. При реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.     9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

   В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

   10. В целях настоящей главы дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

   11. В целях настоящей главы дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

   12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

   Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

   Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

   Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

   В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.

   Индивидуальные предприниматели в целях настоящей главы выбирают способ определения момента определения налоговой базы и уведомляют об этом налоговые органы в срок до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом.*

Согласно норме, изложенной в  данной статье  НК РФ, учетная политика для целей обложения налогом на добавленную стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Самым важным элементом учетной политики по налогу на добавленную стоимость является момент определения налоговой базы.

Дополнительным условием определения этого элемента учетной политики является следующее правило: если налогоплательщик не определил, какой способ определения налоговой базы он принимает для целей налогообложения, то налоговый орган вправе посчитать, что данный налогоплательщик определяет налогооблагаемую базу по мере отгрузки товаров (работ, услуг).

Можно утверждать, что статья 167 НК РФ исключает принцип последовательности, который используется в бухгалтерском учете. Напротив, данная статья требует от налогоплательщика ежегодно устанавливать момент определения налогооблагаемой базы.

Пример.

ООО «Весна» занимается оптовой торговлей. В 2002 году учетная политика данного предприятия предусматривала, что момент определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость определялся «по оплате». В 2003 году ООО «Весна» предполагало, что момент определения налогооблагаемой базы останется прежним, исходя из принципа последовательности. Данный аспект не нашел отражения в приказе по учетной политике и, соответственно, организация не сообщила об этом в налоговый орган. В такой ситуации, в ходе налоговой проверки, налоговые органы будут иметь все основания считать, что в 2003 году ООО «Весна» определяет момент возникновения  налоговой базы по мере «отгрузки» товаров (работ, услуг). Соответственно, у предприятия возникнут налоговые последствия, которые могут оказаться весьма существенными, ведь, занимаясь таким видом деятельности, как оптовая торговля, предприятие наверняка будет иметь достаточно большие обороты по реализации. Кроме того, данный способ вообще может оказаться невыгодным для предприятия, так как при  нем происходит определенное изъятие из оборота денежных средств, в связи с тем, что налог начисляется раньше, чем получена выручка от покупателей.

Из приведенного примера следует: если организация из года в год определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость «по оплате», то она каждый год должна утверждать этот элемент учетной политики и извещать об этом налоговую инспекцию, чтобы не дать и малейшей возможности поставить это под сомнение.

По поводу других элементов учетной политики по налогу на добавленную стоимость необходимо  отметить следующее: налоговое законодательство не устанавливает обязанности подтверждать неизменность установленных методов учета каждый год. Следовательно, в отношении этих элементов учетной политики можно говорить о применении принципа последовательности, аналогичного тому, который применяется в бухгалтерском учете.

Это относится :

·     к раздельному учету реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам;

·     раздельному учету НДС в расходах на производство облагаемой и не облагаемой налогом продукции;

·     раздельному учету «входного» НДС по экспортируемой продукции и продукции, реализуемой на территории РФ.

Теперь поговорим о том, какие аспекты необходимо отразить налогоплательщику в приказе по учетной политике по налогу на добавленную стоимость.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Предприятия, имеющие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ, принимают решение получать освобождение от обязанностей налогоплательщика или не получать его:

Варианты Комментарии
1.   Получать освобождение от обязанностей налогоплательщика(п.1 ст.145 гл.21 НК РФ) Данный вариант возможен для организаций или индивидуальных предпринимателей, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. За исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.Примечание. Предприятие, получившее освобождение от обязанности налогоплательщика, не имеет возможности предоставить покупателю счет-фактуру, а следовательно, принять соответствующий НДС к вычету. Кроме того, себестоимость в случае освобождения увеличивается, а конкурентоспособность, таким образом, снижается.
2.   Не получать освобождение от обязанностей налогоплательщика Кроме вышеназванных достоинств, данный вариант не требует последующего восстановления в учете сумм входящего НДС.

Итак, согласно пункту 1 статьи 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 миллион рублей.

Пример.

ООО «Весна» занимается оптовой торговлей. Выручка от реализации товаров без НДС и налога с продаж в августе 2002 года составила 320 000 рублей, сентябре 2002 года - 200 000 рублей, в октябре 2002 года – 300 000 рублей. Исходя из этих данных, ООО «Весна» имеет право получить освобождение от обязанностей налогоплательщика, начиная с 1 ноября 2002 года.

Однако не нужно забывать о пункте 2 статьи 145 НК РФ, которая запрещает получение налогоплательщиком права на освобождение, в том случае, если последний осуществляет реализацию подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья.

Внимание!

Пункт 2 статьи 145 НК РФ достаточно спорный, при большой заинтересованности налогоплательщика в получении освобождения существует реальная возможность его получить, даже при  условии осуществления реализации подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья. Сегодня существует судебная практика, показывающая, что при условии ведения налогоплательщиком  раздельного учета операций по реализации подакцизных товаров и операций по реализации товаров, не облагаемых акцизами, можно получить освобождение (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 года №313-О  «По жалобе гражданки Паутовой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 145 Налогового Кодекса РФ»). Согласно решению Конституционного Суда РФ налогоплательщик при условии ведения раздельного учета операций может получить право на освобождение, но только в части реализации не подакцизных товаров.

Главное условие для получения освобождения – общая выручка от продажи подакцизных и неподакцизных товаров за три последовательных месяца не должна быть больше одного миллиона рублей без НДС и налога с продаж.

Обратите внимание: считать эту выручку можно по-разному. Можно взять три последних календарных месяца, а можно посчитать выручку за последний квартал. Так посчитал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 2 декабря 2002 года № Ф04/4354-982/А46-2002).

Таким образом, для получения освобождения от НДС расчет выручки можно определять двумя способами:

– январь + февраль + март (I квартал), апрель + май + июнь (II квартал) и т. д.;

– январь + февраль + март, февраль + март + апрель, март + апрель + май и т. д.

Внимание! Не имеют права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся импортом (пункт 3 статьи 145 НК РФ).

В пункте 6 статьи 145 главы 21 НК РФ установлен перечень документов, которые подтверждают право организации на освобождение:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

выписка из книги продаж;

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Внимание!

После вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года №57-ФЗ, начиная с 1 июля 2002 года, налоговые инспекции не могут отказывать налогоплательщикам в праве на освобождении от НДС, если у них есть задолженность перед бюджетом  по налогам.

Кроме того, если  ранее действовавший порядок предусматривал разрешительный порядок предоставления права на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика со стороны налоговых органов, то сейчас ситуация несколько изменилась.

 Новая редакция главы 21 «Налог на добавленную стоимость» предусматривает уведомительный порядок. Это означает, что налогоплательщики, желающие получить освобождение и имеющие право его использовать, должны направить в налоговые органы уведомление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на данное освобождение.

Порядок получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика следующий. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Так, если налогоплательщик хочет получить освобождение, начиная с апреля, то соответствующие документы он подает не позднее 20 апреля.

Внимание! Документы необязательно приносить в налоговую инспекцию лично. Их можно отправить по почте заказным письмом (пункт 7 статьи 145 главы 21 НК РФ)

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное уведомление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит указанное ограничение, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения организации и индивидуальные предприниматели утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае непредставления налогоплательщиком документов по истечении срока освобождения (либо представления документов, содержащих недостоверные сведения) сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров

Как уже отмечалось выше, налогоплательщики в соответствии со статьей 167 НК РФ имеют право выбирать один из двух вариантов момента определения налогооблагаемой базы,  разрешенных Налоговым кодексом РФ:

Варианты Комментарии
1.Момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю  расчетных документов - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Если учетная политика не утверждает ни один из вариантов признания выручки для целей обложения НДС, то считается принятым этот вариант (абз.5 п.12 ст.167 гл.21 НК РФ).Примечание. Наименее трудоемкий метод с точки зрения бухгалтерского учета. Недостаток метода - отвлекает денежные ресурсы на уплату налога, даже в случае отсутствия оплаты от покупателей. Для предприятий с малыми оборотами может создать ситуацию, когда из-за отсутствия денежных средств возникающие обязательства перед бюджетом по  НДС не могут быть оплачены.
2. Момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств и других форм оплаты, то есть день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Применение метода по оплате выгодно тем, что этот метод не сопряжен с какими-либо особыми нежелательными условиями (в отличие, например, от налога на прибыль организаций).Применение метода по оплате целесообразно, если налогоплательщик предоставляет коммерческие кредиты (отсрочку платежа) своим покупателям (заказчикам).При применении метода по оплате организация фактически получает отсрочку по уплате НДС. Данный метод рекомендуется для предприятий с малыми оборотами. Вариант выгоден с точки зрения использования денежных ресурсов предприятия.Вариант значительно увеличивает трудозатраты учетных служб.

Оценив достоинства и недостатки каждого из предлагаемых вариантов, организация выбирает наиболее приемлемый для своего предприятия и закрепляет его в приказе по учетной политике. Выбранный вариант является обязательным для всех структурных подразделений организации.

Если организация только создается, то учетная политика должна быть утверждена не позднее окончания первого налогового периода. Применение учетной политики для целей налогообложения начинается с момента создания  вновь созданной организации.

Внимание!

В данном разделе налогоплательщику необходимо отметить, как и каким образом могут вноситься изменения в учетную политику предприятия.

Так как в соответствии с пунктом 12 статьи 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» учетная политика в целях обложения НДС применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, все изменения, которые вносит организация в свою учетную политику по НДС, будут действовать только с начала следующего года. Так, например, если ООО «Весна» в 2002 году применяло метод «по отгрузке», то перейти на метод «по оплате» оно сможет не ранее, чем с 1 января 2003 года, и наоборот.

При смене методов могут возникнуть следующие ситуации:

а) «отгрузка» меняется  на «оплату». При этом варианте особых сложностей не возникнет, так как  НДС по отгруженным товарам, начисленный до 1 января предыдущего года, необходимо заплатить в бюджет до 20 января года, следующего за отчетным.  А за товары (работы, услуги), отгруженные после 1 января, организация будет уплачивать НДС по мере поступления оплаты от покупателей;

б) «оплата» меняется на «отгрузку». В этой ситуации, по товарам (работам, услугам), отгруженным до 1 января будет действовать старый порядок: налог по этим товарам (работам, услугам) нужно будет уплатить в бюджет по мере поступления оплаты за них. По товарам (работам, услугам), отгруженным после 1 января, необходимо  будет начислять налог по мере их отгрузки. В этом случае хочется посоветовать организациям, решившим перейти с метода «по оплате» на метод «по отгрузке» предусмотреть раздельный учет платежей, поступающих от покупателей за товары, отгруженные в предыдущем и отчетном году.

Разрабатывая учетную политику в целях обложения НДС, бухгалтеру необходимо помнить, что  Налоговый кодекс РФ предусматривает для некоторых видов операций особый порядок определения даты реализации.

1

Оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

2) прекращение обязательства зачетом.

Примечание. В соответствии с п.41.1 Методических рекомендаций по применению главы 21, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447 (в редакции от 17.09.02), применяя подп.2 п. 2 ст. 167 гл.21 НК РФ,  необходимо учитывать следующее:

а) у налогоплательщика фактической оплатой реализованных на условиях мены товаров (работ, услуг) является день принятия на учет встречных товаров (работ, услуг);

б) суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) в рамках товарообмена подлежат вычету у налогоплательщика после поставки им товаров (работ, услуг) в счет встречных поставок в размере, не превышающем объем реализации товаров (работ, услуг), участвующих в товарообменной операции;

3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

Примечание. В соответствии с п.41.2 Методических рекомендаций по применению главы 21, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447 (в редакции от 17.09.02), применяя подп. 3 п. 2 ст. 167 гл.21 НК РФ, необходимо учитывать следующее:

а) оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом;

б) при заключении договора переуступки права требования налогоплательщику следует руководствоваться такими положениями для момента начисления и принятия к вычету сумм налога по реализованным товарам (работам, услугам): при передаче налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом числящаяся по балансу кредитора дебиторская задолженность по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам подлежит налогообложению в объеме и на условиях, предусмотренных первоначальным договором, в момент вступления в силу договора цессии либо передачи дебиторской задолженности в соответствии с законом. При продаже дебиторской задолженности по стоимости, большей величины выручки, предусмотренной договором поставки товаров (работ, услуг), с суммы превышения также должен быть уплачен налог.

Пункт 2 ст.167 гл. 21 НК РФ
2

В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Примечание. В соответствии с п.41.4 Методических рекомендаций по применению главы 21, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447 (в редакции от 17.09.02), применяя п.4 ст. 167 гл.21 НК РФ,  необходимо учитывать следующее:

а) в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу;

б) передача товаров (работ, услуг) в счет погашения ценных бумаг, в том числе собственных векселей, облагается налогом в общеустановленном порядке. Моментом определения налоговой базы у стороны передающей является дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) независимо от установленной организацией учетной политики в целях налогообложения;

в) при прекращении встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем векселя третьего лица оплатой указанных товаров (работ, услуг) является дата получения поставщиком векселя третьего лица.

Пункт 4 ст.167 гл.21 НК РФ
3

Если товар не реализуется и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Пункт 3 ст.167 гл.21 НК РФ
4

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая  база определяется на день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Пункт 6 ст.167 гл.21 НК РФ
5

При реализации товаров, переданных на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства.

Пункт 7 ст.167 гл.21 НК РФ
6

В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат: 1) день истечения указанного срока исковой давности; 2) день списания дебиторской задолженности.

Пункт 5 ст.167 гл.21 НК РФ
7

При реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.

Пункт 8 ст.167 гл.21 НК РФ
8

При реализации товаров (работ, услуг), приведенных в подп. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 гл.21 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 гл.21 НК РФ. Если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, то момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 167 гл.21 НК РФ

Примечание. В соответствии с п.41.5 Методических рекомендаций по применению главы 21, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447 (в редакции от 17.09.02), применяя п.9 ст. 167 гл.21 НК РФ необходимо учитывать следующее:

а) независимо от учетной политики, принятой налогоплательщиком, моментом определения налоговой базы для применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

б) если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181 день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, то моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам), предусмотренным подп. 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик представляет налоговую декларацию за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, и уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

Ввиду особой важности оформления документов, являющихся основанием для признания НДС по экспортным сделкам, по данной статье предприятие может возложить ответственность за контроль оформления документов по подтверждению права на НДС по ставке ноль процентов на конкретное должностное лицо.

Предприятия, осуществляющие сделки по импорту, аналогичным образом могут указать должностное лицо, ответственное за контроль оформления документов по подтверждению права на зачет НДС по импортным сделкам.

Пункт 9 ст.167 гл.21 НК РФ
9

Датой выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления считается день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

Пункт 10 ст.167 гл.21 НК РФ
10

Датой передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 21НК РФ, считается день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пункт 11 ст.167 гл.21 НК РФ

По операциям, перечисленным в данной таблице, можно дать налогоплательщикам один совет:

Если таких операций организация ранее не осуществляла, то не стоит спешить определять их в приказе об учетной политике.

  Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает такой нормы: если какая-то из перечисленных методик организацией ранее не применялась, то ее нельзя считать элементом учетной политики. Однако налоговое законодательство не предусматривает и обратное.

Таким образом, организация вправе вообще не утверждать никакой методики до тех пор, пока указанные хозяйственные операции не встретятся в ее деятельности впервые. А когда такие операции появятся, организация вправе определить по ним метод учета. Такие добавления в учетную политику предприятия не могут быть классифицированы, как изменения, внесенные в учетную политику.

Налоговые ставки

В данном  разделе налогоплательщик должен указать  размер  применяемых налоговых ставок. На сегодняшний день статья 164 НК РФ устанавливает три ставки: 0,10 и 20%.

Если организация осуществляет реализацию по разным ставкам, то налогоплательщику следует обеспечить раздельный учет операций, облагаемых по разным ставкам, чтобы иметь возможность начислять налог, исходя из действующих ставок для различных товаров (работ, услуг). Потому что, хоть Налоговый кодекс РФ и не требует ведения раздельного учета операций в такой ситуации, но при отсутствии такового налогоплательщик должен будет исчислить и уплатить в бюджет налог, исходя из действующей максимальной ставки – 20%. Как это может повлиять на финансовое положение предприятия, можно судить из следующего примера.

Пример.

Торговое предприятие ООО «Славянка» продает в розницу продовольственные товары с разными ставками НДС. За январь 2003 года реализация товаров населению за наличный расчет составила 1 250 380 рублей, в том числе:

·     облагаемых НДС по ставке 10% и необлагаемых налогом с продаж – 420 515 рублей;

·     облагаемых НДС по ставке 20% и облагаемых налогом с продаж -  829 865 рублей.

ООО «Славянка» организовало ведение раздельного учета реализации товаров.

Рассчитаем сумму НДС, которую необходимо начислить с данного товарооборота. Вспомним, из чего складывается цена товара в рознице - собственно цена товара, которую заплатили поставщику, + величина торговой наценки + НДС с продажной стоимости товара + НП с розничной цены, включая НДС. То есть, если раньше торговая наценка представляла собой  сумму расходов на продажу, плановой прибыли и НДС, приходящегося на торговую наценку (по расчетным ставкам 9,09 и 16,67 %), то в настоящее время торговая наценка представляет собой сумму расходов на продажу, плановую прибыль от торговых операций, НДС с продажной стоимости товара и сумму налога с продаж с розничной цены, включая НДС.

Значит, чтобы определить налогооблагаемую базу,  из товарооборота необходимо сначала убрать налог с продаж.

Под налог с продаж подпадает группа товаров, оборот по реализации которых - 829 865 рублей.

1.    Сумма налога с продаж  = 829 865:105% х5% = 39 517,38 руб.

2.    Сумма НДС по ставке 20%= ((829 865 –39 517,38) :120% х20%)= 131 724, 60 руб.

3.    Сумма НДС по ставке 10%= (420 515 :110% х10%)= 38 228,64 руб.

Общая сумма  начисленного НДС = 131 724,60 + 38 228,64 =169 953,24 руб.

Общая сумма налога с продаж = 39 517,38 руб.

Общая сумма налогов =209 470,62 руб.

Теперь посмотрим, в какую ситуацию попадет предприятие при отсутствии раздельного учета по реализации товаров по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж.

Отсутствие раздельного учета по НДС (раздельный учет по налогу с продаж ведется):

1.    Сумма налога с продаж  = 829 865:105% х5% = 39 517,38 руб.

2.   Сумма НДС по ставке 20% = ((1 250 380 - 39 517,38) : 120% х20% ) = 201 810,44 руб.

Общая сумма начисленного НДС = 201 810,44 руб.

Общая сумма налога с продаж = 39 517,38 руб.

Общая сумма налогов =241 327,82 руб.

Отсутствие раздельного учета по налогу с продаж (раздельный учет по НДС ведется):

1.   Сумма налога с продаж  = 829 865:105% х5% = 39 517,38 руб.

2.    Сумма НДС по ставке 20%= ((829 865 –39 517,38) :120% х20%)= 131 724, 60 руб.

3.    Сумма налога с продаж = 420 515:105% х5% = 20 024,52 руб.

4.    Сумма НДС по ставке 10% = ((420 515 - 20 024,52):110% х10%) = 36 408,23 руб.

Общая сумма начисленного НДС = 131 724, 60 + 36 408,23 = 168 132,83 руб.

Общая сумма начисленного налога с продаж = 59 541,90 руб.  

Общая сумма налогов =227 674,73 руб.

Отсутствие раздельного учета по обоим налогам:

1.    Сумма налога с продаж = 1 250 380:105% х5%= 59 541, 90 руб.

2.    Сумма НДС по ставке 20% = ((1 250 380 – 59 541,90):120% х20%)= 198 437,02 руб.

Общая сумма налогов =257 978,92 руб.

Приведенный пример убеждает в том, что отсутствие раздельного учета на предприятии негативно сказывается на его прибыли. Однако, как организовать ведение раздельного учета на  предприятии,  не сказано ни в одном документе. То есть, универсальной методики действующий порядок ведения бухгалтерского учета  сегодня не предлагает. А это очень сложная проблема.

Видимо, в целях исчисления НДС при реализации товаров по разным ставкам налогоплательщикам следует самостоятельно  разрабатывать порядок ведения раздельного учета на своем предприятии и закреплять методы  учета в  приказе по учетной политике.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Если налогоплательщик осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то этот аспект также должен найти свое отражение в приказе по учетной политике. Налоговый кодекс РФ в статье 149 главы 21 устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению. Применяя данную статью, необходимо учитывать разъяснения МНС РФ, изложенные в пункте 6 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость», утвержденные Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 (в редакции от 17 сентября 2002 года)

Внимание! Осуществляя  операции, подпадающие под льготный налоговый режим, вы, тем не менее, остаетесь плательщиком данного налога. Основное требование, которое предъявляет законодательство к плательщикам НДС, – это декларирование, которое фактически представляет операции, осуществленные налогоплательщиком и являющиеся объектом обложения НДС. Таким образом, все налогоплательщики обязаны представлять декларации в налоговые органы. Частота представления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со статьей 163 НК РФ:

1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

   2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

То есть, налоговый период  зависит от суммы выручки, которую имеет налогоплательщик. Сегодня этот показатель оторван от объекта налогообложения. До введения новых  Методических рекомендаций этот показатель рассчитывался в соответствии с пунктом 50 Приказа МНС РФ от 20 декабря 2000 года № N БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"». Новая редакция данного документа, принятого 17 сентября 2002 года, внесла существенные изменения в порядок определения данного показателя.

Теперь при расчете показателя выручки, требуемого для определения налогового периода, налогоплательщика необходимо обращаться к тем требованиям, которые выдвигает статья 167 НК РФ. То есть обязательно должен учитываться принцип, который принят организацией для определения налогооблагаемой выручки. Ранее это требование не выдвигалось, и налогоплательщики при расчете данного показателя поступали по-разному. Теперь Министерство по налогам и сборам  окончательно высказало свою позицию по данному вопросу.

Кроме того, требования, которые выдвигаются  к расчету данного показателя, закреплены и в Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом МНС РФ от 21 января 2002 года № БГ-3-03/25 (в редакции от 6 августа 2002 года № БГ-3-03/416)(см. заполнение  приложения «Г»)

       Исходя из вышеизложенного, сформулируем  правило, на которое налогоплательщику необходимо обратить особое внимание.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации, как облагаемых, в том числе по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (статьи 147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться операции:

- по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- перечисленные в подпунктах 2,3,4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;

- осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161.

Таким образом, определяя  налоговый период по данному налогу, налогоплательщик должен быть особенно внимательным, так как неправильно установленный показатель может привести к негативным последствиям – наложению штрафных санкций.

Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

В данном разделе налогоплательщик должен подробно описать  порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В Налоговом кодексе РФ этот порядок закреплен в статьей170

Этот момент очень важен, так как организация может осуществлять:

а) только налогооблагаемые операции;

б) только не облагаемые налогом операции;

в) и те и другие операции.

От того, какой вариант у налогоплательщика, зависит порядок отнесения сумм налога на затраты.

Вариант «а».

Налогоплательщик должен отразить в учетной политике следующее: суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе  на таможенную территорию России не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц). В этом случае суммы налога, уплаченные налогоплательщиком, предъявляются к возмещению из бюджета при соблюдении всех требований, содержащихся в НК РФ.

Вариант «б».

При данном варианте налогоплательщик должен закрепить в своей учетной политике такое положение:

   Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

   1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

   2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

   3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

   4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса.

    Если по вышеперечисленным операциям налогоплательщик принял суммы «входного» НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, то соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 главы 21 НК РФ).

Вариант «в».

Во-первых, следует сказать, что это наиболее трудоемкий  вариант.  Если в деятельности налогоплательщика присутствуют, как облагаемые, так и освобожденные от налогообложения операции, то  учетная политика для целей налогообложения должна быть основана на пункте 4 статьи 170 НК РФ:

   Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

   учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

   принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

   принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

   Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

   В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

   При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

   При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

   Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Чтобы стало понятно, рассмотрим на конкретном примере, как будет распределен «входной НДС» при покупке основного средства при варианте «в».

Пример.

Организация, имеющая лицензию, оказывает населению медицинские услуги. Значит, она осуществляет деятельность, подпадающую под льготу в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ. Одновременно организация предоставляет косметические услуги, которые не подпадают под действие льготы.

10 августа 2002 года организация приобрела основное средство (компьютер) стоимостью  30000 рублей (в том числе НДС – 5000 рублей). Расходы по транспортировке  компьютера составили  600 рублей (в том числе НДС – 100 рублей).

Сумма выручки  от косметических услуг (облагаемый оборот) – 240 000 рублей (в том числе НДС – 40 000 рублей),  от  не облагаемого  налогом вида деятельности – 50 000 рублей.

Оплата компьютера, ввод его в эксплуатацию, принятие НДС к вычету и увеличение стоимости компьютера  на сумму НДС  осуществлены 12 августа 2002 года.

Учет хозяйственных  операций будет отражен следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован компьютер 08 60 25 000
Учтен НДС по компьютеру 19 60 5000
Отражены расходы по доставке 08 60 500
Учтен НДС по доставке 19 60 100
Оплачена стоимость приобретенного компьютера и услуги доставки 60 51 30 600
Принят к вычету входной НДС ((5000+100)х200 000/(50 000+200 000) 68 19 4080
Отнесена часть входного НДС на увеличение стоимости компьютера((5000 +100)х 50 000/(50 000 +200 000) 08 19 1020
Введен в эксплуатацию приобретенный компьютер (25 000 + 500+ 1020) 01 08 26520

Таким образом, из приведенного примера видно, что  при варианте «в»  налогоплательщик должен  обеспечить раздельный учет стоимости  приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению.

Для ведения раздельного учета могут быть введены отдельные субсчета к счетам  бухгалтерского учета:

·     к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

·     к затратным счетам - 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»;

·     к счету 90/1 «Выручка».

Налогообложение при экспортных операциях

Если налогоплательщик занимается экспортными поставками товаров (работ, услуг), то возникает проблема, связанная с возмещением «входного» НДС по материально-производственным запасам, приобретенным для производства товаров (работ, услуг), предназначенных на экспорт.

На основании анализа существующей практики по данному вопросу можно сделать вывод, что сегодня существует особый порядок  применения налогового законодательства по  экспортным операциям. С точки зрения налогообложения экспортные операции достаточно выгодны налогоплательщикам. Налоговый кодекс РФ предусматривает обложение данных  операций налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, при этом налогоплательщик имеет право на вычет сумм налога, уплаченного поставщикам материально-производственных ресурсов, использованных для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако проблема по экспортному НДС связана с тем, что суммы налога (приобретенные  и оплаченные поставщикам материальных ресурсов)  при условии их использования в производстве продукции, предназначенной на экспорт, не могут быть возмещены из бюджета до того момента, пока налоговые органы на основании документов, предоставленных налогоплательщиком и подтверждающих факт экспортной поставки, не примут решение о возмещении.  То есть с того момента, когда налогоплательщик приобрел материально-производственные запасы (оприходовал и оплатил их) до фактического подтверждения экспортной сделки проходит довольно длительное время. Все это значительно снижает положительный эффект от применения ставки 0%. Документы, которые  должен предоставить налогоплательщик в налоговый орган с целью подтверждения права на использование нулевой ставки по НДС, перечислены в  статье 165 Налогового кодекса РФ. Однако, даже если налогоплательщик представил в налоговый орган требуемые документы, «налоговики» вправе рассматривать вопрос, связанный с возмещением НДС, еще в течение трех месяцев (пункт 4 статьи 176 НК РФ):

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Заметим, что в момент произведения вычетов в зачет может пойти довольно незначительная сумма  налога, уплаченная поставщикам, которая относится к экспорту для целей налогообложения, то есть документально подтверждена. А наиболее значительная часть налога по материальным ресурсам (находящимся на складе, в производстве или относящаяся к экспорту, который пока не имеет документального подтверждения) не может рассматриваться  пока, как возможная  сумма возмещаемого налога.

Исходя из приведенных аргументов, можно сказать, что применение налогового законодательства  при осуществлении экспортных операций не совсем корректно, и связано это со следующим.

Нулевая ставка налога  по экспорту установлена пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и применяется при реализации:

   товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

То есть  реализация будет иметь налоговую ставку 0% именно в момент подтверждения экспорта, если экспорт не подтвержден в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ, то отсутствует и объект налогообложения. Момент возникновения налогооблагаемой базы, как уже отмечалось выше, определяется в соответствии со статьей 167 НК РФ. В отношении данных операций необходимо руководствоваться пунктом 9 данной статьи:

   При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

   В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи).

То есть дата реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

·     последний день месяца, в котором собран полный комплект документов (статья 165 НК РФ);

·     181-й  день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Пока не собран полный комплект документов, факта реализации для целей обложения НДС не существует.

Порядок предоставления налоговых вычетов регулируется статьей 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 данной статьи:

   Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

   Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.

То есть, говоря другими словами, пока документы в налоговые органы не предоставлены, налогоплательщик не имеет права на вычет.

Не нужно забывать о требованиях статьи 170 главы 21 «Налог на добавленную стоимость», содержащей порядок отнесения сумм «входного» налога  на затраты по производству, где основным фактором является цель приобретения материальных ресурсов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ при применении налогоплательщиком при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) по разным ставкам налога, налогооблагаемая база исчисляется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным налоговым ставкам.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целях определения суммы «входного» НДС, налогоплательщику необходимо вести раздельный  учет на стадии производства и реализации экспортных товаров и товаров, предназначенных  для внутреннего рынка.

Следовательно, осуществляя экспортные операции, налогоплательщик в своей учетной политике должен предусмотреть, каким образом производятся налоговые вычеты по НДС:

 1) в момент производства экспортной продукции все вычеты «входного» НДС производятся в общем порядке (если существует факт оприходования и оплаты материальных ресурсов), так как не существует основного критерия сложности зачета «входного» НДС: реализации, облагаемой по ставке 0%;

2) в момент отгрузки продукции на экспорт соответствующие суммы «входного» НДС также не должны восстанавливаться (они числятся как уже возмещенные), так как данная отгрузка не является экспортом для целей налогообложения вплоть до момента представления в налоговые органы соответствующих документов, следовательно, эта отгрузка до момента представления документов не облагается ни по ставке 0%, ни по какой другой, потому что не является реализацией;

3) моментом реализации продукции на экспорт для целей обложения НДС являются не фактическая отгрузка и не момент перехода права собственности на реализуемую продукцию, а последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, либо 181-й день с даты помещения товара под таможенный режим экспорта, если такие документы не представлены. Это означает, что экспорт признается таковым и, соответственно, данная реализация облагается по ставке 0% только в момент представления пакета документов, определенных статьей 165 НК РФ. В момент представления документов организация должна восстановить ранее зачтенные суммы НДС (в части, относимой к конкретному факту реализации, который признается экспортом для целей налогообложения) по оприходованным и оплаченным материальным ценностям, отразить их в отдельной декларации и только с момента принятия решения налогового органа произвести зачет этих сумм;

4) если организация не представила подтверждающие документы в течение 180 дней, то согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ на 181-й день данная реализация не считается экспортом для целей налогообложения и подлежит обложению по ставке 10 или 20%. В данном случае нет необходимости восстанавливать ранее проведенные налоговые вычеты по НДС, относимые к оприходованным и оплаченным материальным ресурсам. Связано это с тем, что данная реализация не является экспортом для целей обложения НДС, и обложение данной операции происходит по ставке не 0%, а 10 или 20%. Соответственно должен применяться обычный порядок налоговых вычетов. В момент представления в налоговые органы полного пакета документов необходимо предъявить отдельную налоговую декларацию, отражающую восстановленные суммы ранее возмещенного НДС по оприходованным и оплаченным материальным ресурсам, которые могут быть зачтены только после принятия решения налогового органа.

Если организация осуществляет одновременно операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России и занимается экспортными поставками товаров (работ, услуг), то необходимо отметить в учетной политике, каким образом происходит возмещение сумм «входного» НДС по общехозяйственным расходам. Ведь глава 21 не содержит в этом отношении никаких рекомендаций. Видимо, данную методику налогоплательщик должен разработать самостоятельно с использованием методов бухгалтерского учета  по учету затрат.  Таким образом, предприятия, осуществляющие экспорт товаров (работ, услуг), должны принять решение, каким образом происходит возмещение сумм «входного» налога. Это могут быть: метод прямого учета, метод удельного веса себестоимости  продукции либо метод удельного веса полученного дохода.

Списание НДС за счет собственных средств

В этом разделе учетной политики налогоплательщик должен оговорить ситуации, в которых сумма НДС не может быть отнесена на затраты или включена в стоимость. В таких ситуациях налогоплательщик должен списать НДС за счет собственных источников организации. Это касается, например, пункта 16 статьи 270 НК РФ. Данным пунктом установлено, что не будут учитываться в целях налогообложения прибыли расходы:

   в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

Следовательно, при таких операциях налогоплательщик должен будет списать данный НДС за счет чистой прибыли.

Кроме того, такая ситуация может возникнуть, если предприятие что-то приобрело для организации через розничную торговую сеть. В учете имеется чек контрольно-кассовой машины с выделенной суммой НДС, имеется «мягкий чек», но отсутствует счет-фактура. Для того, чтобы не иметь претензий со стороны налоговых органов, предприятию придется выделенный в чеке НДС возместить за счет собственных средств, так как включение в затраты в этом случае будет не обоснованным, а поставить данную сумму к возмещению налогоплательщик не сможет, так как отсутствует счет-фактура.

Составление  и учет первичных документов по НДС

В данном разделе организация должна указать, кто и каким образом осуществляет учет первичных документов по данному налогу, то есть предприятие должно утвердить должностное лицо, ответственное за ведение налоговых регистров по НДС (книги покупок, книги продаж, журналов регистрации полученных и выданных счетов-фактур), а также в случае необходимости, утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на выдаваемых счетах-фактурах.

Если предприятие регистрирует отдельную печать для оттисков на счетах-фактурах выданных, то оно должно указать это в данном разделе приказа об учетной политике. Печать для счетов-фактур должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- полное наименование организации на русском языке с указанием организационно- правовой формы;

- местонахождение организации;

- номер государственной регистрации (номер в регистрационном реестре - для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);

-      номер в Реестре печатей.

Особенности оформления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения

Если организация имеет обособленные структурные подразделения, то должно быть оговорено, каким образом происходит оформление счетов-фактур при реализации этим подразделением товаров (работ, услуг). Согласно письму МНС РФ от 21 мая 2001 года №ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», если организация осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение, то счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

   счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;

   нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;

   журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

   За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

   Порядок оформления счетов - фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Если организация занимается посреднической деятельностью, то необходимо учитывать, что посредник (комиссионер, поверенный, агент) действует во взаимоотношениях с третьим лицом от своего имени или от имени доверителя, принципала.

1. При реализации товаров (работ, услуг) по договору поручения счет-фактура от имени доверителя выставляется на имя покупателя.

2. При реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента, принципала счет-фактура выставляется посредником в 2-х экземплярах от своего имени. Номер указанный счету-фактуре присваивает посредник в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж. Комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов-фактур. В книге покупок посредника этот счет-фактура не регистрируется.

Показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете- фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).

3. Посредник выставляет доверителю, комитенту, принципалу отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения по договору поручения, комиссии, агентскому договору. Этот счет- фактура регистрируется в установленном порядке у поверенного, комиссионера, агента в книге продаж, а у доверителя, комитента, принципала - в книге покупок.

4. При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) основанием у доверителя (принципала) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

5. Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет -фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.

Комиссионер и агент могут указать сумму посреднического вознаграждения в одном счете- фактуре со стоимостью товаров (работ, услуг) отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.

При реализации посредником от своего имени одному покупателю товаров (работ, услуг) комитента, принципала одновременно с реализацией собственных товаров (работ, услуг) данному покупателю посредник может выставить единый счет-фактуру на указанные товары (работы, услуги).

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО <Интерком-Аудит>