Журнал "Практическое налоговое планирование"

У крупной российской компании, получающей дивиденды от «дочек», зарегистрированных в странах, указанных в перечне офшорных зон (утв. приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н, например, Кипр) есть возможность применить нулевую ставку налога на прибыль (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) в отношении этих доходов. И это несмотря на то, что дивиденды, поступающие от компаний, зарегистрированных на офшорных территориях, указанных в приказе Минфина, под льготное налогообложение не подпадают.

Для этого нужно реструктурировать свои дочерние компании таким образом, чтобы дивиденды по цепочке поступали российскому учредителю от компании, зарегистрированной в юрисдикции, не поименованной в перечне, где не установлен налог на входящие и исходящие дивиденды. Например, такой юрисдикцией могут стать Сейшельские острова или Нидерланды (они в приказе № 108н не указаны).

На практике это может выглядеть так:
российская компания учреждает акциями кипрской компании фирму в Нидерландах. Таким образом, резидент России будет владеть непосредственно голландской фирмой, а та, в свою очередь, - кипрской. Соответственно, кипрская компания выплатит дивиденды нидерландской, после чего их получит российский учредитель. При этом налоговая ставка на полученные дивиденды будет 0 процентов.

Идеей поделился Армен ЕПИСКОПОСЯН, налоговый консультант

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ИДЕИ

Константин НОВОСЕЛОВ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, к.э.н.:
- Оценка – 3. Да, формально ничего не нарушается и идея «размывания» структуры компаний не нова. Вопрос в другом: если дойдет дело до суда, как суд будет смотреть на фактические обстоятельства этих операций.

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Безопасность - 1. Придумано хорошо, воплотить реально, но при попадании в поле зрение налоговых органов сразу привлечет внимание. Оправдать какой-то экономической целью будет сложно. Значит, вывод будет не в пользу налогоплательщика. Соответственно, будут доначисления.

Екатерина СЕРЕГИНА, консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России:
- Оценка безопасности - 1. Подобные соглашения всегда привлекают повышенное внимание. Поэтому существует высокий риск судебного разбирательства.

ИДЕИ ЭТОГО НОМЕРА ОЦЕНИВАЛИ:


Юрий ПОДПОРИН, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Любовь КОТОВА, заместитель начальника отдела налогообложения граждан и ЕСН департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Екатерина СЕРЕГИНА, консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России
Сергей ТАРАКАНОВ, заместитель начальника отдела методологии налогового контроля контрольного управления ФНС России
Константин НОВОСЕЛОВ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, к.э.н.
Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса