Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Нередко при отстранении собственников бизнеса от операционной деятельности с целью их сосредоточения на решении только стратегических вопросов возникает необходимость передачи долей, принадлежащих собственникам в уставном капитале множества юридических лиц, входящих в холдинг, одной организации (например, управляющей компании), выбранной в качестве стратегического центра всей группы компаний. Однако при осуществлении такой трансформации важным является не только достижение конечной цели (смена состава участников компаний), но и достижении ее наименее затратным способом, в том числе с точки зрения возможных налоговых последствий.

При передаче долей в уставном капитале общества от одного лица (физического) к другому (юридическому) могут быть использованы различные юридические конструкции, влекущие разные налоговые последствия как для приобретателя доли, так и для лица, ее отчуждающего. Рассмотрим каждую из ситуаций.

Во-первых, переход доли может состояться в результате следки купли-продажи.

В случае отчуждения доли по рыночной стоимости (например, по действительной стоимости, которая обычно в десятки и сотни раз превышает номинальную) у продавца возникнет обязанность уплатить в бюджет НДФЛ (абз. 3 подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ), ставка в силу п. 1 ст. 224 НК РФ составит 13% от суммы полученных денежных средств. К слову, в п. 17.2 ст. 217 НК РФ установлена льгота для физических лиц, получающих доход от продажи долей в уставном капитале организаций, но в настоящее время она не может быть применена, ближайший срок, когда ее можно будет использовать, - 2016 год. Дело в том, что от обложения НДФЛ освобождаются доходы от реализации долей в уставном капитале, если они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет, однако данное правило распространяется на отчуждение долей, которые были первоначально приобретены после 01.01.2011.

 В целях предотвращения возникновения у продавца обязанности уплачивать значительный НДФЛ доли в уставном капитале общества могут быть проданы по их номинальной стоимости. Однако в этом случае пока еще (до 01.01.2012) существует риск осуществления со стороны налогового органа контроля в отношении цены совершенной сделки (ст. 40 НК РФ) и выявления факта существенного занижения продажной цены по сравнению с рыночной. Следствием этого может стать признание приобретенной доли в уставном капитале безвозмездно полученной (в той части, в какой ее номинальная стоимость не покрывает рыночную оценку) на основании п. 8 ст. 250 НК РФ и доначисления налога на прибыль (по ставке 20%) или единого налога по УСН (6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения).

 Во-вторых, доля в уставном капитале может быть отчуждена в результате ее дарения. Налоговые последствия этой сделки однозначны: хотя у дарителя обязанности по уплате налога в бюджет не возникнет, такая обязанность появится у одаряемого. Виной тому уже приводившийся выше п. 8 ст. 250 НК РФ, квалифицирующий безвозмездно полученное имущество или имущественные права как внереализационный доход налогоплательщика.

 Соблазнительным в этой ситуации является желание воспользоваться льготой, установленной абз. 4 подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного организацией безвозмездно от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из доли этого физического лица. Однако данная льгота к случаям перехода долей в уставном капитале применена быть не может, так как освобождается от налогообложения передача только имущества, а не имущественных прав. При этом расширительное толкование понятия имущества и включение в его объем имущественных прав в налоговом праве недопустимо в силу прямого предписания п. 2 ст. 38 НК РФ, в соответствии с которым под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относя

щихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, за исключением имущественных прав.

 Как видно из проведенного анализа, переход доли в уставном капитале в результате сделок купли-продажи или дарения не отвечает критерию экономической целесообразности в силу наличия нежелательных налоговых последствий. Какой в таком случае может быть еще способ перераспределения долей участия в группе компаний?

 Прежде чем дать готовый вариант ответа, предлагаем посмотреть, какие налоговый льготы мы можем найти в НК РФ применительно к нашей ситуации. На помощь приходит введенный в п. 1 ст. 251 НК РФ Федеральных законом № 409-ФЗ от 28.12.2010 подпункт 3.4, предусматривающий, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Данное нововведение хорошо тем, что: 1) не ограничивает передаваемый объект его принадлежностью к категории имущества, передача имущественных прав (к которым относятся и доли в уставном капитале) также льготируется; 2) не предъявляет требования к размеру участия передающей стороны в получающей организации и наоборот; 3) допускает возможность оценки передаваемого имущества (имущественных прав) без привязки к рыночной (в отношении долей в уставном капитале - номинальной или действительной) стоимости передаваемого объекта.

 Зная благоприятное налоговое последствие, которым можно воспользоваться при передаче долей в уставном капитале от одного лица (физического) другому (юридическому), остается найти для этой сделки форму, соответствующую ее содержанию и существующую в гражданском праве.

 На первый взгляд кажется, что льготируемая сделка, о которой идет речь в подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, - это договор дарения. Однако при ближайшей рассмотрении можно выявить, что при передаче имущества в целях увеличения чистых активов (наличие данной цели принципиально для применения льготы) безвозмездность в сделке отсутствует: передавая имущество компании, в которой граждане являются участниками, они тем самым увеличивают действительную стоимость своей доли в уставном капитале этого общества.

 Другой вариант - сделка по внесению участниками вкладов в имущество общества, предусмотренная ст. 27 ФЗ «Об ООО». Данная сделка кажется наиболее предпочтительной. Однако стоит помнить о том, что она возможна только в отношении ООО. ФЗ «Об АО» такой формы пополнения имущества общества, как внесение вкладов акционерами, не предусмотрено, хотя льгота подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ в полной мере распространяется и на АО, а не только на ООО. Благо, гражданское законодательство допускает заключение договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Поэтому полагаем возможным при внесении вкладов в имущество АО так и назвать эту сделку, заключаемую между АО и его акционером, - соглашение о передаче имущества (имущественных или неимущественных прав) в целях увеличения чистых активов АО. Такая формулировка наверняка избавит от возможных претензий со стороны налогового органа.

В заключение, однако, добавим, что выбрать форму безналоговой реализации долей в уставном капитале и соблюсти зависящие от участников сделки формальности (провести общее собрание участников по вопросу внесения вкладов в имущество, получить согласие общества или его участников на отчуждение долей в уставном капитале третьему лицу и проч.) еще недостаточно для того, чтобы переход долей в уставном капитале одного общества от его участников к другому обществу состоялся. Заключительным шагом должны стать нотариальное удостоверение данной сделки (п. 11 ст. 21 ФЗ «Об ООО») и государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении участников ООО (п. 14 ФЗ «Об ООО»).

Наталья Митюгова

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности