Компания ГАРАНТ

Организация применяет общий режим налогообложения. Будет ли являться приложенный к авансовому отчету товарный чек без чека ККМ документальным подтверждением понесенных организацией расходов? Какие документы должны быть у организации, чтобы не возникло проблем с налоговой инспекцией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации документальным подтверждением понесенных организацией затрат будут являться товарные чеки в том случае, если они оформлены в соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ, содержат реквизиты, установленные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, и подтверждают прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Иных документов, подтверждающих расходы, не требуется. Кроме того, организация не обязана кому-либо доказывать факт приобретения товара именно у плательщиков ЕНВД, а также не имеет права требовать от контрагентов документы, подтверждающие обоснованность применения данной системы налогообложения.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ (далее - Закон 162-ФЗ) в ст. 2 Закона 54-ФЗ были внесены изменения, в частности, эта статья дополнена п. 2.1.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

- наименование документа;

- порядковый номер документа, дату его выдачи;

- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Таким образом, с вступлением в силу этой нормы плательщики ЕНВД (за исключением упомянутых в п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поэтому расходы на приобретение каких-либо ТМЦ можно принять к учету только в том случае, если данный вид расхода является для организации экономически обоснованным, направленным на получение дохода и документально подтвержденным.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

В случае приобретения для нужд организации ТМЦ через подотчетное лицо документами, подтверждающими понесенные затраты, будут являться документы, которые подотчетное лицо приложит к авансовому отчету.

Отметим, что сам по себе авансовый отчет служить документальным подтверждением понесенных затрат не может, он является первичным учетным документом, подтверждающим целевое расходование авансовых сумм подотчетными лицами (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40).

Форма N АО-1 "Авансовый отчет" утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55. Указаниями по заполнению авансового отчета предусмотрено, что на оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1-6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Эти же документы служат и подтверждением данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Таким образом, действующие законодательство РФ не содержит требования о том, что при покупке товарно-материальных ценностей (ТМЦ) за наличный расчет документальным подтверждением расходов организации являются именно кассовые чеки. Более того, по мнению некоторых специалистов, чеки ККТ вообще не являются первичными документами и, соответственно, не могут служить документальным подтверждением затрат.

Такая точка зрения подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2006 N А69-2609/05-2-6-ФО2-3261/06-С1).

Вместе с тем Минфин России признает кассовые чеки для целей налогообложения прибыли первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209 и от 05.01.2004 N 16-00-17/2).

Поддерживают финансистов и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007).

Однако при использовании этих разъяснений в работе следует учитывать, что все они даны относительно ситуаций, когда других документов (кроме чека) у организации не было. В рассматриваемой ситуации у организации имеются товарные чеки, именно они и будут служить документальным подтверждением понесенных затрат. Поэтому, даже если не учитывать тот факт, что организация закупает ТМЦ у плательщиков ЕНВД, вероятность разногласий с налоговыми органами по поводу признания налоговых затрат при отсутствии кассового чека невелика.

Что касается приобретения ТМЦ именно у плательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ, то в данном случае кассового чека у организации-покупателя не может быть в принципе, а документальным подтверждением затрат будет являться товарный чек при условии соответствия его реквизитов критериям, указанным в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Данный вывод подтверждается и разъяснениями Минфина России, например, смотрите письма от 19.01.2010 N 03-03-06/4/2, от 11.11.2009 N 03-01-15/10-499, от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492, от 01.09.2009 N 03-01-15/9-436.

Так, в письме Минфина России от 11.02.2009 N 03-11-06/3/28, письме УФНС России по Иркутской области от 30.11.2009 N 16-25/024030@ "Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы" разъяснено следующее: "Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ)".

Также обращаем внимание, что нормами действующего законодательства РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, не предусмотрена обязанность предоставлять своим контрагентам документы, подтверждающие факт применения системы обложения в виде ЕНВД.

Кроме того, налогоплательщик не несет ответственности за действия (бездействие) своих контрагентов при условии собственной добросовестности (смотрите, например, определение ВАС РФ от 12.11.2009 N ВАС-14714/09).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

6 мая 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.