ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Тарифы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2012 г. останутся неизменными

2. Предельная база для начисления страховых взносов в 2012 г. составит 512 000 руб.

3. Медицинские и образовательные организации могут применить нулевую ставку по налогу на прибыль с 1 января 2011 г. и подать уточненные декларации за отчетные периоды текущего года

4. ФНС России разъяснила, какими кодами отражаются в декларации виды операций, не облагаемых НДС

5. Усовершенствовано применение налоговых льгот участниками проекта "Сколково"

 

Комментарии

1. Проиндексированы ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также внесены иные изменения в Налоговый кодекс РФ

2. Особенности уплаты налогов при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества

 

Судебное решение недели

Президиум ВАС РФ разъяснил последствия неудержания налога на прибыль из доходов иностранного контрагента  

 

 

Новости

 

1. Тарифы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2012 г. останутся неизменными

Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" 

1 декабря текущего года официально опубликован Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ, устанавливающий страховые тарифы. В соответствии с указанным Законом в 2012 г. (а также в плановом периоде - 2013 и 2014 гг.) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут уплачиваться по ранее установленным тарифам.

Напомним, что на данный момент действуют тарифы, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Определяются тарифы в процентах от сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных работников.

Таким образом, в 2012 г. сохранятся 32 страховых тарифа на обязательное соцстрахование (от 0,2 до 8,5 процента от суммы основных доходов застрахованного лица) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Кроме того, продолжат действовать льготы по уплате страховых взносов в размере 60 процентов установленного размера страховых тарифов от сумм выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.

 

2. Предельная база для начисления страховых взносов в 2012 г. составит 512 000 руб.

Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г." 

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ (415 000 рублей), ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 в следующем, 2012 г., коэффициент роста заработной платы составит 1,1048.

Напомним, что с 1 января 2011 г. вступили в силу положения об округлении предельной величины базы для начисления взносов. В соответствии с данными положениями размер проиндексированной суммы округляется до тысяч, при этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.

База для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2012 г. не должна превышать 512 000 рублей. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года. На выплаты и вознаграждения, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.

 

3. Медицинские и образовательные организации могут применить нулевую ставку по налогу на прибыль с 1 января 2011 г. и подать уточненные декларации за отчетные периоды текущего года

Письмо ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19690@ "О перечне видов образовательной и медицинской деятельности" 

ФНС России выпустила очередные разъяснения, касающиеся применения нулевой ставки по налогу на прибыль для медицинских и образовательных организаций. Право на применение такой ставки было предоставлено названным организациям с 1 января 2011 г. (ст. 284.1 НК РФ). Однако это право ограничено формулировкой самой нормы: в абз. 2 п. 1 ст. 284.1 НК РФ указано, что для целей данной статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в соответствующий перечень, установленный Правительством РФ. Такой перечень Правительство РФ утвердило, выпустив Постановление от 10.11.2011 N 917.

Несмотря на то что перечень утвержден в конце текущего года, применить нулевую ставку можно будет уже с 1 января 2011 г. Как разъяснила ФНС России в Письме от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19690@, организации, подавшие заявление и копии лицензий не позднее 31 декабря 2011 г., вправе применить нулевую ставку уже при составлении декларации за 2011 г. или представить уточненные декларации за отчетные периоды 2011 г.

Ведомство отметило, что необходимо донести указанную позицию до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

 

4. ФНС России разъяснила, какими кодами отражаются в декларации виды операций, не облагаемых НДС

Письмо ФНС России от 21.11.2011 N ЕД-4-3/19361@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" 

Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ и N 239-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие освобождение от обложения НДС отдельных операций. Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, отмечаются в разделе 7 декларации по данному налогу. При этом в графе 1 по строке 010 раздела 7 декларации отражаются коды операций, указанные в приложении N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Однако на данный момент в Порядок заполнения декларации не внесены соответствующие изменения, из-за чего у налогоплательщиков возникают вопросы, какими кодами обозначать операции, которые были освобождены от налогообложения недавно.

ФНС России разъяснила, в каком порядке необходимо отражать такие операции в декларации до внесения изменений в Порядок заполнения. Итак, в декларации необходимо указывать следующие коды:

- 1010816 - выполнение работ (или оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет бюджетных средств (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- 1010249 - социальное обслуживание несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и другие операции, предусмотренные подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ;

- 1010250 - страхование и перестрахование экспортных кредитов и инвестиций (подп. 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ);

- 101026 - безвозмездное оказание услуг по производству и распространению социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ведомство также отметило, что использование налогоплательщиками кодов 1010800 и 1010200 до момента официального установления новых кодов для указанных операций не является нарушением.

В Письме приведены также коды в отношении иных операций, предусмотренных ст. ст. 146 и 149 НК РФ.

 

5. Усовершенствовано применение налоговых льгот участниками проекта "Сколково"

Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

В связи с принятием Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" в отдельные законодательные акты были внесены поправки, которыми предусмотрены льготы для лиц, получивших статус участника проекта (Федеральный закон от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Однако некоторые из установленных льгот потребовалось уточнить из-за возникших противоречий в регулировании правового положения участников проекта "Сколково".

Федеральным законом от 28.11.2011 N 339-ФЗ (далее - Закон N 339-ФЗ) усовершенствовано применение льгот данными лицами. Изменения затронули Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о бухгалтерском учете, о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФОМС. Указанный Закон вступил в силу 29 ноября 2011 г., но действие отдельных его положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января этого года. Рассмотрим некоторые из внесенных дополнений.

Начнем с изменений в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Теперь участники проекта "Сколково" вправе по своему усмотрению вести бухгалтерский учет либо учет доходов и расходов в порядке гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (п. 4 ст. 4 Закона N 129-ФЗ). Прежде указанные лица должны были вести учет в порядке, установленном для налогоплательщиков, применяющих УСН, а от ведения бухучета они освобождались. Однако в ряде случаев участники проекта "Сколково" заинтересованы в ведении бухучета в полном объеме, поэтому им предоставляется право выбора.

Отметим, что при этом у всех участников проекта сохраняется обязанность ведения бухучета в полном объеме начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. (п. 4 ст. 4 Закона N 129-ФЗ). В аналогичном порядке участники проекта ведут учет основных средств и нематериальных активов - такое дополнение сделано в тот же п. 4 ст. 4 Закона N 129-ФЗ.

Действие данных поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 8 Закона N 339-ФЗ).

Что касается дополнений в Налоговый кодекс РФ, то выделим следующие.

Во-первых, для целей применения освобождения от уплаты НДС расчет совокупного размера прибыли, исчисленного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд руб., участнику проекта следует представлять начиная с года, следующего за годом, в котором возникло такое превышение (п. 6 ст. 145.1 НК РФ). Одновременно с таким расчетом нужно подавать документы, подтверждающие статус участника проекта "Сколково", а также выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о прибыли и убытках.

Во-вторых, годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта "Сколково", в целях определения факта утраты им права на освобождение от уплаты налога на прибыль теперь рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Сумма налога на прибыль восстанавливается и уплачивается в бюджет с взысканием пеней за налоговый период, в котором совокупный размер прибыли, полученной таким лицом, превысил 300 млн руб. (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

Ранее для указанной цели годовой объем выручки исчислялся в соответствии с гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость", а лимит ее превышения составлял 1 млрд руб.

В-третьих, в п. 1 ст. 273 НК РФ для плательщиков налога на прибыль установлено ограничение для применения кассового метода: объем выручки (без учета НДС) за предыдущие четыре квартала не должен превышать 1 млн руб. за каждый квартал. Теперь данное ограничение не учитывается участниками проекта "Сколково", которые ведут учет доходов и расходов в порядке гл. 26.2 НК РФ.

Кроме того, некоторые уточнения внесены в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212). Так, для применения пониженных тарифов страховых взносов требовалось не только наличие статуса участника проекта "Сколково", но и установление налоговым органом соответствия лица критериям, содержащимся в ст. 145.1 НК РФ. Однако подобная процедура затрудняла применение льготных тарифов страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФОМС, предусмотренных ч. 1 ст. 58.1 Закона N 212. Поэтому необходимость установить соответствие требованиям исключено из условий применения пониженных тарифов.

Также установлено, что пониженные тарифы участник проекта "Сколково" может применять начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором получен соответствующий статус (подп. "а" п. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ).

Действие перечисленных поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ, также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ). 

 

 

Комментарии

 

1. Проиндексированы ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также внесены иные изменения в Налоговый кодекс РФ  

Название документа:

Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

Комментарий:

Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые касаются акцизов, НДПИ и УСН. В частности, предполагается увеличение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Кроме того, поправки затронули порядок представления в налоговый орган банковской гарантии в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза. Эти изменения в основном начнут действовать с 1 июля 2012 г. А с 1 января 2012 г. вступят в силу поправки, касающиеся порядка применения ставки НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, а также налогового вычета при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, расположенных в Татарстане или Башкортостане. 

1.1. Увеличение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию  

В рамках реализации государственной программы по снижению доступности алкогольной и табачной продукции для населения предусмотрен рост ставок акцизов на данные подакцизные товары. Причем в первом полугодии 2012 г. размер ставок на алкогольную и табачную продукцию останется в ранее запланированных пределах (Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ), а со второго полугодия 2012 г. увеличится. Значительный рост ставок акцизов на указанную продукцию ожидается в 2013 и 2014 гг. Такие изменения внесены в п. 1 ст. 193 НК РФ.

В частности, на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы установлена единая ставка акциза, которая по сравнению с 2011 г. возросла. С 1 января 2012 г. она составит 360 руб. за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 460 руб. за 1000 штук).

Уже с 1 июля 2012 г. ставка на сигареты и папиросы увеличится на 8 процентов (390 руб. за 1000 шт. + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 шт.). С 2013 г. она вырастет на 40 процентов (550 руб. за 1000 шт. + 8 процентов названной расчетной стоимости, но не менее 730 руб. за 1000 шт.), а в 2014 г. еще на 45 процентов (800 руб. за 1000 шт. + 8,5 процента расчетной стоимости, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.). В целом ставка акциза в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличится на 120 процентов. Приблизительно так же возрастет ставка акциза на сигары. А вот ставка акциза на табак (трубочный, курительный, жевательный, сосательный) и сигариллы в 2014 г. по сравнению с 2012 г. будет больше на 140 процентов.

Что касается ставок акциза на алкогольную продукцию, то в первом полугодии 2012 г. они также останутся в ранее запланированных размерах, а с 1 июля 2012 г. начнут увеличиваться.

Ставка акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта до 9 процентов) будет составлять: в I полугодии 2012 г. - 230 руб., во II полугодии - 270 руб., в 2013 г. - 320 руб., в 2014 г. - 400 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Соответственно, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. ставка акциза на эти виды подакцизных товаров увеличится на 73 процента. За тот же период времени почти в два раза возрастет налоговая ставка на этиловый спирт, реализуемый организациям, которые не уплачивают авансовый платеж акциза, а также на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов. Например, на указанную алкогольную продукцию ставка акциза в I полугодии 2012 г. будет составлять 254 руб., во II полугодии - 300 руб., в 2013 г. - 400 руб., в 2014 г. - 500 руб.

Кроме того, предполагается увеличение ставок и на пиво, но это произойдет с 2013 г. В 2012 г. останется ранее предусмотренная ставка на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента - 12 руб., а на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента - 21 руб. за 1 литр. К 2014 г. ставки на пиво будут увеличены в среднем на 50 процентов. 

1.2. Установлены особенности освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров за пределы РФ  

Для освобождения от уплаты акциза при реализации произведенных подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы России налогоплательщики должны представить в налоговый орган поручительство банка (ст. 74 НК РФ) или банковскую гарантию (п. 2 ст. 184 НК РФ). Кроме того, банковскую гарантию производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции подают также с целью освобождения от уплаты авансового платежа акциза (п. 8 ст. 194, п. 11 ст. 204 НК РФ).

С 1 июля 2012 г. можно будет представлять одну банковскую гарантию для освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, которая вывозится за пределы РФ в таможенной процедуре экспорта, и уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Соответствующее дополнение внесено в п. 2 ст. 184 НК РФ. Срок действия такой единой банковской гарантии должен составлять не менее 12 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта или совершались операции по передаче одним структурным подразделением другому подразделению этой организации этилового (коньячного) спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.

Если налогоплательщик, представивший единую банковскую гарантию и закупивший этиловый спирт, в течение срока действия этой гарантии не совершает операции по реализации алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции в России либо по вывозу указанной продукции за пределы РФ в таможенной процедуре экспорта, то он признается утратившим право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в течение всего срока действия банковской гарантии (п. 2 ст. 184 НК РФ). В связи с этим такой налогоплательщик должен в течение одного месяца со дня окончания определенного гарантией срока произвести перерасчет налоговых обязательств и представить в инспекцию уточненные декларации по акцизам за те налоговые периоды, в которых он освобождался от уплаты авансовых платежей. 

1.3. Для освобождения от уплаты авансового платежа акциза производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции вправе представить несколько банковских гарантий  

Согласно п. 11 ст. 204 НК РФ производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при представлении в налоговый орган по месту учета банковской гарантии и извещения об освобождении от уплаты указанного платежа. С 1 июля 2012 г. в данной норме будет закреплено, что налогоплательщики с этой целью вправе подать несколько банковских гарантий:

- по объемам этилового спирта, закупаемым в одном налоговом периоде у нескольких поставщиков;

- по количеству партий этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика.

Кроме того, банковская гарантия может быть представлена в отношении части этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика, в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза. По другой части этилового спирта, закупаемого у этого же поставщика, авансовый платеж акциза уплачивается в бюджет.

В новом п. 20 ст. 204 НК РФ прописан порядок аннулирования ранее представленного извещения об уплате (или освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в случае замены поставщика или изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта. 

1.4. НДПИ  

Во-первых, внесены некоторые поправки в п. 2 ст. 342 НК РФ, устанавливающий размеры налоговых ставок для отдельных полезных ископаемых.

Так, при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется ставка НДПИ:

- 556 рублей (с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно),

- 590 рублей (с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно),

- 647 рублей (начиная с 1 января 2014 г.).

Напомним, что ранее данная ставка в отношении газового конденсата была установлена в процентах и равнялась 17,5 процента (п. 2 ст. 342 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2012).

Кроме того, несколько изменится порядок применения ставок НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ). В отношении добычи указанного природного ископаемого ставка повышается почти в два раза, но для отдельных категорий налогоплательщиков вводится коэффициент, благодаря которому ставка НДПИ для них останется прежней. Итак, с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно исходя из прежнего размера ставки - 251 руб. за 1000 куб. м газа (509 руб. x 0,493) - НДПИ рассчитывают:

- налогоплательщики, не являющиеся в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;

- налогоплательщики, не являющиеся в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов.

Во-вторых, установлен порядок применения вычета по НДПИ при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр в Татарстане или Башкортостане. В новой ст. 343.2 НК РФ содержатся формулы расчета налогового вычета при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (п. 2 ст. 343.2 НК РФ), и при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Башкортостан (п. 3 ст. 343.2 НК РФ). В ст. 343.2 НК РФ содержатся ограничения на использование указанных вычетов и периоды их применения.

Кроме того, в связи с вводом данных вычетов скорректирован и порядок исчисления НДПИ (ст. 343 НК РФ). Сумма НДПИ, исчисленная по итогам налогового периода, уменьшается на вычеты, установленные п. п. 2 и 3 ст. 343.2 НК РФ. Если суммы вычета превышают исчисленный по этим участкам недр НДПИ, то размер вычета принимается равным сумме налога (п. 5 ст. 343 НК РФ). Перечисленные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. 

1.5. НДС  

Льгота по НДС, предусмотренная при передаче в лизинг племенного скота и птицы с правом выкупа, будет действовать до 1 января 2018 г. (ст. 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ).

Напомним, что с 1 октября 2008 г. НДС со стоимости услуг при передаче в лизинг племенного скота и птицы с правом выкупа уплачивается по ставке 10 процентов (ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ). 

1.6. УСН  

В абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ внесены изменения, касающиеся уменьшения налога (авансовых платежей) на сумму страховых взносов предпринимателями, применяющими УСН с объектом "доходы" и не имеющих наемных работников.

Напомним, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", вправе уменьшить сумму авансового платежа за отчетный период (налога за налоговый период) на взносы по обязательному социальному страхованию, которые были исчислены и уплачены за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Уменьшить сумму единого налога можно не более чем на 50 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Индивидуальные предприниматели могут принять к вычету как взносы, уплаченные за своих работников, так и взносы, уплаченные за себя.

Предприниматели, не имеющие наемных работников, уплачивают страховые взносы за себя исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2012 г. на указанных лиц, применяющих УСН с объектом "доходы", не распространяется ограничение, установленное абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Иными словами, они могут исчисленный единый налог (авансовый платеж) уменьшить на всю сумму взносов в Пенсионный фонд и ФОМС, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50 процентов суммы налога (авансового платежа).

 

2. Особенности уплаты налогов при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества  

Название документов:

Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе"

Федеральный закон от 28.11.2011 N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"

 

Комментарий:

1 января 2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон N 335-ФЗ). Данный Закон направлен на создание в РФ правовых условий для осуществления коллективной инвестиционной деятельности в сфере особо рисковых инновационных бизнес-проектов. В связи с появлением в российском законодательстве нового способа объединения организаций и предпринимателей без образования юридического лица (инвестиционного товарищества) потребовалось изменение и дополнение ряда законов. В частности, поправки были внесены в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения. 

2.1. Инвестиционное товарищество  

Инвестиционное товарищество - договорное объединение нескольких лиц. Отношения между участниками оформляются договором инвестиционного товарищества, целью заключения которого является осуществление совместной инвестиционной деятельности (п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 335-ФЗ). Таковой признается осуществляемая товарищами совместно деятельность по приобретению или отчуждению:

- не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ и товариществ;

- финансовых инструментов срочных сделок;

- долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.

Участниками товарищества могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации (если инвестиционная деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям).

Следует отметить, что иностранные организации также вправе быть стороной договора инвестиционного товарищества (ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 335-ФЗ). Указанные лица могут быть участниками нескольких инвестиционных товариществ (ч. 5 ст. 3 Закона N 335-ФЗ).

Среди товарищей выделяются управляющие товарищи - участники, которые осуществляют от имени остальных товарищей ведение общих дел товарищества (ч. 2 ст. 3 Закона N 335-ФЗ). В инвестиционном товариществе может быть как один, так и несколько управляющих товарищей.

Договором инвестиционного товарищества на одного из управляющих товарищей - уполномоченного управляющего товарища - возлагается ряд обязанностей:

- ведение налогового учета в связи с участием в договоре инвестиционного товарищества (п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона N 335-ФЗ);

- осуществление обособленного учета доходов и расходов в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона N 335-ФЗ);

- открытие банковского счета для совершения операций с денежными средствами по договору инвестиционного товарищества, в том числе для перечисления налогов, - счета инвестиционного товарищества (п. 2 ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 10 Закона N 335-ФЗ).

Уполномоченный управляющий товарищ должен быть юрлицом (ч. 5 ст. 4 Закона N 335-ФЗ) и налоговым резидентом РФ (п. 1 ст. 278.2 НК РФ).

Особенности уплаты налогов по деятельности в рамках инвестиционного товарищества связаны с тем, что при заключении договора инвестиционного товарищества не создается новое юрлицо. В связи с этим каждый участник товарищества самостоятельно уплачивает налог на прибыль или НДФЛ, связанный с совместной инвестиционной деятельностью (п. 1 ст. 24.1 НК РФ). Размер налоговых обязательств участник определяет на основании полученных от уполномоченного управляющего товарища сведений, которые содержатся в расчете финансового результата инвестиционного товарищества (подп. 5 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). 

2.2. Представление расчета финансового результата инвестиционного товарищества  

Уполномоченный управляющий товарищ обязан представлять в налоговый орган расчет финансового результата инвестиционного товарищества в сроки, установленные для подачи декларации по налогу на прибыль (подп. 3 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). Форму данной отчетности утвердит Минфин России. Следует отметить, что за непредставление расчета в установленный срок введена ответственность в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи отчетности (п. 2 ст. 119 НК РФ).

После получения данной формы налоговый орган проводит камеральную проверку расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). Если выяснится, что в нем содержатся недостоверные сведения, то уполномоченный управляющий товарищ должен будет уплатить штраф в размере 40 тыс. руб. Штраф составит 80 тыс. руб., если такие сведения были внесены умышленно (п. п. 1, 2 ст. 119.2 НК РФ).

Копию расчета необходимо направить всем участникам инвестиционного товарищества (подп. 5 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). На основе этих данных товарищи определяют свои налоговые обязательства, возникающие в связи с их участием в договоре.

Если сведения, указанные в расчете, корректируются, то уполномоченный управляющий товарищ обязан представить в налоговый орган уточненный расчет, а его копию направить всем участникам договора. Это необходимо сделать в течение пяти дней с момента внесения уточнений (подп. 7 п. 4 ст. 24.1 НК РФ).

После получения копии уточненного расчета участники товарищества обязаны представить корректировочные декларации по налогу на прибыль или НДФЛ, уплачиваемому в связи с их участием в договоре (п. 6.1 ст. 81 НК РФ). Отчитаться необходимо не позднее 15 рабочих дней со дня, когда участнику была передана копия уточненного расчета финансового результата. В этом случае он освобождается от ответственности за неуплату налогов, связанных с участием в инвестиционном товариществе (абз. 3 п. 6.1 ст. 81 НК РФ). 

2.3. Порядок уплаты НДС  

С 1 января 2012 г. в Налоговом кодексе РФ будут установлены следующие особенности исчисления НДС при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества.

НДС, связанный с ведением общих дел в рамках инвестиционного товарищества, уплачивает уполномоченный управляющий товарищ (п. 2 ст. 24.1, п. 1 ст. 174.1 НК РФ). Он же принимает налог к вычету при условии раздельного учета операций, осуществленных в рамках товарищества и в рамках обычной деятельности (п. 3 ст. 174.1 НК РФ).

Следует отметить, что уполномоченному управляющему участнику товарищества предоставлено право выбора: принимать НДС к вычету или учитывать его в расходах по налогу на прибыль (абз. 2 п. 5 ст. 170 НК РФ).

По деятельности в рамках инвестиционного товарищества уполномоченный управляющий участник обязан представлять декларацию по НДС (п. 5 ст. 174.1 НК РФ).

Также будут установлены новые льготы по НДС:

во-первых, освобождаются от налогообложения услуги управляющих товарищей по ведению общих дел участников товарищества (подп. 33 п. 3 ст. 149 НК РФ);

во-вторых, не облагается НДС (подп. 34 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- передача имущественных прав в виде вклада по договору инвестиционного товарищества;

- передача имущественных прав участнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников или раздела такого имущества, в пределах суммы оплаченного вклада данного участника.

Кроме того, передача имущества в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества не признается реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Также не является реализацией передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (подп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ). 

2.4. Порядок уплаты НДФЛ  

Каждый участник товарищества, являющийся предпринимателем, самостоятельно уплачивает НДФЛ с доходов, полученных от деятельности в рамках товарищества (п. 1 ст. 24.1, п. 2 ст. 226 НК РФ). Он определяет налоговую базу на основании сведений о доходах и убытках инвестиционного товарищества (п. 2 ст. 214.5 НК РФ). Данные сведения ему обязан направить уполномоченный управляющий товарищ (подп. 5 п. 4 ст. 24.1 НК РФ).

Итак, налоговая база по доходам от участия в инвестиционном товариществе определяется отдельно от иных операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок и рассчитывается раздельно по следующим операциям, осуществленным в рамках товарищества:

- по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 1 п. 3 ст. 214.5 НК РФ);

- по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 2 п. 3 ст. 214.5 НК РФ);

- по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (подп. 3 п. 3 ст. 214.5 НК РФ);

- по операциям с долями участия в уставном капитале организаций (подп. 4 п. 3 ст. 214.5 НК РФ);

- по прочим операциям инвестиционного товарищества (подп. 5 п. 3 ст. 214.5 НК РФ).

Данные доходы можно уменьшить на суммы, соответствующие доле участника в расходах, произведенных управляющим товарищем в интересах всех участников товарищества для ведения общих дел товарищей. Указанная доля определяется на основании доли участия предпринимателя в прибыли товарищества (п. 6 ст. 214.5 НК РФ).

Также уменьшают доходы затраты предпринимателя на выплату вознаграждения управляющим товарищам за ведение общих дел (п. 7 ст. 214.5 НК РФ).

Следует отметить, что расходы уменьшают доходы по всем видам перечисленных выше операций пропорционально суммам доходов, полученных по соответствующим операциям.

Если данные расходы осуществлены за счет средств на счете инвестиционного товарищества, то предприниматель определяет приходящуюся на него часть затрат на основании сведений, полученных от уполномоченного управляющего товарища.

Если расходы превышают доходы, полученные по соответствующим видам операций, у предпринимателя образуется убыток по соответствующим операциям (п. 8 ст. 214.5 НК РФ). В такой ситуации налоговая база по определенному виду операций признается равной нулю. Убыток можно перенести на будущие периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором был получен этот убыток (п. 10 ст. 214.5 НК РФ). Перенос убытков производится путем применения налоговых вычетов (ст. 220.2 НК РФ). 

2.5. Порядок уплаты налога на прибыль  

Как отмечалось выше, налоговый учет по операциям инвестиционного товарищества ведет уполномоченный управляющий товарищ (п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона N 335-ФЗ, подп. 2 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). Он определяет прибыль или убыток, полученные от деятельности в рамках инвестиционного товарищества, нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 278.2 НК РФ).

Расчет финансового результата уполномоченный управляющий товарищ представляет в инспекцию по месту своего учета в те же сроки, что и декларацию по налогу на прибыль за отчетные и налоговый периоды (подп. 2 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). Форму данного расчета утвердит Минфин России. Копию расчета финансового результата необходимо направить другим участникам товарищества. Наряду с ней отправляются сведения о доли прибыли (убытка) инвестиционного товарищества, приходящейся на каждого участника (подп. 5 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). Эту информацию уполномоченный управляющий товарищ обязан представить другим участникам договора не позднее 15 рабочих дней до окончания срока представления деклараций по налогу на прибыль. Напомним, что отчетность подается не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября и 28 марта (п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ).

Участники инвестиционного товарищества определяют налоговую базу по доходам, которые они получили от деятельности в рамках товарищества, на основании сведений, направленных им уполномоченным управляющим товарищем. База рассчитывается раздельно по следующим видам операций:

- по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 1 п. 4 ст. 278.2 НК РФ);

- по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 2 п. 4 ст. 278.2 НК РФ);

- по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 3 п. 4 ст. 278.2 НК РФ);

- по операциям с долями участия в уставном капитале организаций (подп. 4 п. 4 ст. 278.2 НК РФ);

- по прочим операциям инвестиционного товарищества (подп. 5 п. 4 ст. 278.2 НК РФ).

Данные доходы уменьшаются на расходы, произведенные управляющим товарищем в интересах всех участников товарищества для ведения общих дел товарищей. При этом доходы каждого участника уменьшаются на ту часть расходов, которая соответствует его доле в прибыли товарищества (п. 6 ст. 278.2 НК РФ).

Кроме того, в расходы включаются затраты на выплату вознаграждения управляющим товарищам (п. 7 ст. 278.2 НК РФ).

Следует отметить, что расходы уменьшают доходы по всем видам перечисленных выше операций пропорционально суммам доходов, полученных по соответствующим операциям.

Если данные расходы осуществлены за счет средств на счете инвестиционного товарищества, то участник товарищества определяет приходящуюся на него часть затрат на основании сведений, полученных от уполномоченного управляющего товарища.

Если расходы превышают доходы, у налогоплательщика возникает убыток от участия в инвестиционном товариществе по соответствующим операциям. В описанном случае налоговая база по таким операциям признается равной нулю (п. 9 ст. 278.2 НК РФ). При этом убыток можно перенести на будущее (п. 11 ст. 278.2, ст. 283 НК РФ).

Следует отметить, что если налогоплательщик участвует в нескольких инвестиционных товариществах, то он определяет налоговую базу совокупно по всем товариществам (п. 10 ст. 278.2 НК РФ).

Авансовые платежи по результатам участия налогоплательщика в инвестиционных товариществах перечисляются ежеквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если среди участников товарищества есть иностранные лица, то в отношении их доходов налоговым агентом признается уполномоченный управляющий товарищ (п. 3 ст. 24.1 НК РФ). 

2.6. Порядок уплаты налога на имущество организаций  

Вклад в общее дело в виде любого имущества (а не только в виде денежных средств) вправе произвести исключительно управляющие товарищи (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе"). Поэтому особенности уплаты налога на имущество организаций при ведении деятельности в рамках инвестиционного товарищества распространяются лишь на управляющих товарищей (ст. 377 НК РФ).

Так, налог в отношении имущества, переданного участником для ведения деятельности товарищества, исчисляет и полностью уплачивает этот участник. Он определяет налоговую базу исходя из остаточной стоимости указанного имущества, информацию о которой обязан сообщать ему уполномоченный управляющий товарищ (п. п. 1, 2 ст. 377 НК РФ). 

2.7. Взыскание недоимки, возникшей в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества  

Если уполномоченный управляющий товарищ в установленный срок не уплатит налог по деятельности в рамках инвестиционного товарищества (за исключением приходящегося на него налога на прибыль), недоимка будет погашена за счет средств на счете инвестиционного товарищества в принудительном порядке (абз. 1 п. 1.1 ст. 46 НК РФ).

Если на данном счете недостаточно средств, то взыскание будет продолжено за счет средств на счетах уполномоченного управляющего и других управляющих товарищей (абз. 2 п. 1.1 ст. 46 НК РФ).

Затем недоимка будет погашаться за счет денежных средств на счетах остальных участников товарищества. Причем взыскание будет производиться пропорционально доле каждого товарища в их общем имуществе (абз. 3 п. 1.1 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на указанных выше счетах недостаточно, то недоимка будет погашена за счет имущества участников договора в следующей последовательности:

- во-первых, за счет общего имущества товарищей (абз. 1 п. 5.1 ст. 47 НК РФ);

- во-вторых, за счет имущества уполномоченного управляющего товарища (абз. 2 п. 5.1 ст. 47 НК РФ);

- в-третьих, за счет имущества управляющих товарищей (абз. 2 п. 5.1 ст. 47 НК РФ);

- в-четвертых, за счет имущества остальных товарищей пропорционально доле каждого в их общем имуществе (абз. 3 п. 5.1 ст. 47 НК РФ).

Следует отметить, что для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов инспекция может приостанавливать операции по счетам инвестиционного товарищества и всех его участников (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). Также налоговый орган может наложить арест на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей (п. 3.1 ст. 77 НК РФ). 

Применение документа (выводы): 

С 1 января 2012 г. участники инвестиционного товарищества должны учитывать следующие особенности исчисления и перечисления обязательных платежей:

НДС

- налог, связанный с ведением общих дел в рамках инвестиционного товарищества, уплачивает уполномоченный управляющий товарищ (п. 2 ст. 24.1, п. 1 ст. 174.1 НК РФ).

- уполномоченный управляющий товарищ может или принять "входной" налог к вычету, или учесть его в расходах по налогу на прибыль (абз. 2 п. 5 ст. 170 НК РФ).

НДФЛ

- каждый участник товарищества, являющийся предпринимателем, самостоятельно уплачивает НДФЛ с доходов, полученных от деятельности в рамках товарищества (п. 1 ст. 24.1, п. 2 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

- уполномоченный управляющий товарищ ведет налоговый учет по операциям инвестиционного товарищества (п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона N 335-ФЗ, подп. 2 п. 4 ст. 24.1 НК РФ).

- каждый участник товарищества, являющийся организацией, самостоятельно уплачивает налог на прибыль в связи с осуществлением деятельности в рамках товарищества (п. 1 ст. 24.1 НК РФ).

Налог на имущество организаций

- каждый управляющий товарищ, являющийся организацией, исчисляет и полностью уплачивает налог в отношении имущества, переданного им для ведения деятельности товарищества. Налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости этого имущества, информацию о которой обязан сообщать ему уполномоченный управляющий товарищ (п. п. 1, 2 ст. 377 НК РФ). 

 

 

Судебное решение недели

 

Президиум ВАС РФ разъяснил последствия неудержания налога на прибыль из доходов иностранного контрагента

(Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11) 

Российская компания выплачивала американской проценты по договору займа. Последняя имела постоянное местонахождение в США, поэтому российская организация в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения не удерживала с выплачиваемых контрагенту сумм налог на прибыль. Американская компания подтвердила свое местонахождение сертификатом (регистрационным свидетельством) за подписью секретаря штата Вермонт и с печатью этого штата, а также нотариально заверенным переводом документа. Инспекция сочла указанный документ ненадлежащим подтверждением местонахождения иностранной организации и пришла к выводу, что доходы, выплачиваемые данной компании, должны облагаться налогом на прибыль. За неисполнение обязанностей налогового агента российская компания была привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ, ей были доначислены сумма неудержанного налога и пени. Организация оспорила решение налогового органа в арбитражном суде.

Суды всех трех инстанций признали необоснованными выводы инспекции о нарушении компанией законодательства РФ о налогах и сборах и международного договора по вопросам налогообложения, поскольку доходы в виде процентов, выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в США, не облагаются налогом в РФ.

Президиум ВАС РФ, рассмотревший данный спор в порядке надзора, не согласился с предшествующими судами, обосновав свою позицию следующим образом. Пунктом 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров РФ, на основании которых налоговый агент освобождается от удержания налога, иностранная организация должна до даты выплаты дохода представить агенту подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым заключен такой договор. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Компетентным органом в США является министр финансов или его уполномоченный представитель. Суд указал, что свидетельство о регистрации организации в штате Вермонт не является надлежащим подтверждением ее постоянного местонахождения, поскольку упомянутое свидетельство не было выдано соответствующим компетентным органом. Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации, обязывает российскую компанию как налогового агента удержать и перечислить в бюджет суммы налога. Однако, как указал Президиум ВАС РФ, инспекция неправомерно доначислила агенту налог с дохода, выплаченного иностранной организации. Дело в том, что в силу подп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 310 НК РФ данный налог перечисляется в бюджет за счет средств, выплачиваемых иностранной организации, а не средств налогового агента. Однако суд отметил, что инспекция вправе привлечь компанию к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ и наступающей за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов. Также суд пришел к выводу, что инспекция вправе начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 НК РФ).

Позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в данном Постановлении, обязаны придерживаться нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных споров.

С судебной практикой, а также с официальными разъяснениями, касающимися затронутых в данном решении вопросов, можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.