Автор: Подкопаев М., редактор журнала

Журнал "Бухгалтер Крыма" № 1/2022

Каждый год в региональном налогообложении Крыма и Севастополя происходят изменения. В значительной степени они связаны с тем, что с 2014 года эти регионы пользуются льготами в налогообложении. Но по мере того как Крым и Севастополь становятся обычными российскими регионами, таких льгот становится все меньше (или они корректируются). Расскажем, что для данных регионов поменялось с 01.01.2022.

Налог на прибыль

Льготные ставки по налогу на прибыль установлены для участников свободной экономической зоны (СЭЗ). В силу п. 1.7 ст. 284 НК РФ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена для них в размере 0 % в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором согласно данным налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в СЭЗ.

Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ, может устанавливаться законами Республики Крым и Севастополя в размере от 0 до 13,5 % в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ. При этом указанная ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Таким образом, нулевая ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, должна применяться в 2022 году любым участником СЭЗ, удовлетворяющим условиям, предусмотренным Федеральным законом № 377-ФЗ.

Что касается региональных ставок, например, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» для участников СЭЗ, включенных в единый реестр участников СЭЗ с 01.01.2019, ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Крым, в течение действия договора об условиях деятельности в СЭЗ, установлена в размере 6 %. Но она применяется только по видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, указанным в приложении к названному закону. По иным видам осуществляемой деятельности в СЭЗ участники СЭЗ, включенные в единый реестр участников СЭЗ с 01.01.2019, должны были сразу применять обычную ставку в размере 13,5 % при уплате налога в бюджет Республики Крым.

А вот для участников СЭЗ, включенных в единый реестр участников СЭЗ до 01.01.2019, была установлена ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, с момента включения в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 61-ЗРК/2014):

  • 2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;

  • 6 % – с четвертого по восьмой налоговые периоды;

  • 13,5 % – с девятого налогового периода.

Понятно, что в 2021 году такие участники могли применять только ставку в размере 6 %, поскольку первые три налоговых периода к этому году у них у всех уже истекли, а девятый еще не мог наступить. Но с 01.01.2022 и для названных участников СЭЗ применяются ставки по налогу на прибыль в размере, указанном в ч. 2 ст. 2 обозначенного закона. То есть они продолжат применять ставку в размере 6 % и в 2022 году, но только по тем видам деятельности, которые приведены в приложении к Закону Республики Крым № 61-ЗРК/2014. По иным видам деятельности им придется перей-
ти на ставку 13,5 %.

Для участников СЭЗ, зарегистрированных в Севастополе, до сих пор все было просто. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС ставка по налогу на прибыль, подлежащему к зачислению в бюджет Севастополя от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливалась с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ участника СЭЗ в следующих размерах:

  • 2 % – в течение трех лет;

  • 6 % – с четвертого по восьмой годы;

  • 13,5 % – с девятого года.

То есть в 2021 году кто-то из севастопольских участников СЭЗ еще применял ставку в размере 2 %, а кто-то (очевидно, большинство) – 6 %. Этот порядок для них сохранится и в 2022 году.

Закон г. Севастополя от 14.12.2021 № 677-ЗС внес коррективы в отношении применения ч. 3 ч. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС: оно усложнится с 01.01.2023. Причем соответствующий законопроект предполагал, что поправки начнут применяться уже с 01.01.2022, для чего севастопольские законодатели должны были его принять до 01.12.2021. Сделать этого они не успели, и те положения, которые планировались к внедрению с 01.01.2022, начнут действие с 01.01.2023.

Прежде всего будет установлено (сформулировано), что специальные ставки будут применяться в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ. Но прежняя градация ставок сохранится отчасти для тех участников СЭЗ, которые получили этот статус до 01.01.2023. Единственная разница для них: ставку в размере 6 % они смогут применять и с девятого года после внесения в единый реестр участников СЭЗ, если осуществляют в СЭЗ следующие виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2: 01 (за исключением 01.7), 03, 10, 11, 13, 14, 16, 21, 22, 23.1, 25–31, 33, 36–38, 50, 52, 55, 61–63, 72, 85–88, 93.

Если севастопольская организация станет участником СЭЗ после 01.01.2023, то выбор у нее окажется небольшой. Она сможет применять ставку 6 %, если занимается теми же видами экономической деятельности. В отношении других видов деятельности она должна будет сразу применять ставку 13,5 %.

Таким образом, в 2022 году севастопольские участники СЭЗ применяют ставки в размере 2 или 6 % в зависимости от того, когда они были включены в единый реестр участников СЭЗ (в том числе те, кто будет зарегистрирован в течение 2022 года). Новые правила для них вступят только с 01.01.2023, а руководствоваться тогда надо будет моментом, когда они зарегистрированы как участники СЭЗ, – до 01.01.2022 или после. Те, кто зарегистрирован в этом качестве после названной даты, должны будут после 01.01.2023 применять ставку 6 или 13,5 %.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с п. 3 ст. 346.20 НК РФ законами Республики Крым и г. Севастополя ставка по единому налогу при УСНО могла быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, но на налоговые периоды не позднее 2021 года.

Поэтому согласно ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 в 2021 году в республике по налогу, уплачиваемому при применении УСНО, действовали ставки:

  • 4 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 10 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Тем не менее Законом Республики Крым от 24.11.2021 № 234-ЗРК/2021 действие данных ставок продлено на 2022 год. Очевидно, для этого крымские законодатели воспользовались абз. 2 п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 346.20 НК РФ. Данные нормы допускают, что законами субъектов РФ могут быть установлены ставки в пределах от 1 до 6 % (объект налогообложения «доходы») и в пределах от 5 до 15 % (объект налогообложения «доходы минус расходы»), правда, в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Получается, что крымские законодатели установили теперь такие ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Напомним, что в силу ст. 2-3 Закона Республики Крым № 59-ЗРК/2014 в отношении организаций, которые с 01.01.2021 перестали быть плательщиками ЕНВД в связи с прекращением применения положений гл. 26.3 НК РФ и перешли на УСНО, устанавливаются следующие ставки в период 2021–2022 годов:

  • 2 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 5 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Эти ставки применяются, если организация в 2019–2020 годах уплачивала исключительно ЕНВД. Кроме того, данное положение не распространяется на организации, применявшие спецрежим в виде ЕНВД в тот же период при осуществлении вида деятельности согласно ОКВЭД 47.73 «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».

В Севастополе общие ставки налога при УСНО в 2021 году на основании ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС также были равны:

  • 4 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 10 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Более того, в тот же период в Севастополе применялись и более низкие ставки. Если объектом налогообложения служили доходы, использовалась ставка в размере 3 % для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, включенные:

  • в класс 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» разд. A «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 01.7 «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях»);

  • в подкласс 03.2 «Рыбоводство» разд. A «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»;

  • в разд. P «Образование» (за исключением видов деятельности, включенных в подклассы 85.22 «Образование высшее», 85.3 «Обучение профессиональное», 85.42 «Образование профессиональное дополнительное»);

  • в разд. Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 86.23 «Стоматологическая практика»);

  • в разд. R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 92.1 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари»).

Как и в Республике Крым, в Севастополе действие этих ставок, в том числе льготных (в размере 3 %), продлено на 2022 год (Закон г. Севастополя № 677-ЗС).

Нулевая ставка при УСНО для предпринимателей

Согласно п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена ставка налога при УСНО в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов субъектов РФ, если таковые будут приняты, и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Эти налогоплательщики вправе применять ставку в размере 0 % со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия данной ставки названные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

К сведению:

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ с 01.01.2024 п. 4 ст. 346.20 НК РФ утрачивает силу.

В Крыму такая возможность предоставлялась предпринимателям ст. 2-2 Закона Республики Крым № 59-ЗРК/2014. Но на основании Закона Республики Крым от 28.11.2019 № 18-ЗРК/2019 эта норма утратила силу с 01.01.2021.

А вот в Севастополе продолжит и далее действовать ст. 1 Закона г. Севастополя от 25.10.2017 № 370-ЗС, которой для севастопольских индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления поименованного закона в силу (01.01.2018), применяющих УСНО и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, установлена ставка в размере 0 %.

Названные виды предпринимательской деятельности перечислены в приложении 2 к указанному закону.

Единый сельскохозяйственный налог

В соответствии со ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН равна в общем случае 6 %. Но законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от разных параметров. Очевидно, в связи с этим для налогоплательщиков Крыма и Севастополя специальных льготных ставок не устанавливалось.

В 2022 году продолжит свое действие Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014, согласно которому ставка по ЕСХН в регионе составляет 4 % (ограничений по сроку действия этого закона пока не установлено).

Аналогичная ставка по этому налогу в общем случае действовала в 2021 году и в Севастополе (ч. 2.1 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС). Законом г. Севастополя № 677-ЗС действие обозначенной нормы продлено на 2022 год.

В таком же порядке продлено на 2022 год и действие ч. 2.2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС. В соответствии с ней применяется ставка по ЕСХН в размере 1 %, если сельскохозяйственный товаропроизводитель производит:

  • клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;

  • кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;

  • продукцию скотоводства;

  • продукцию свиноводства;

  • продукцию овцеводства и козоводства;

  • продукцию птицеводства;

  • продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);

  • продукцию кролиководства;

  • продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;

  • продукцию рыбную пищевую товарную.

При этом доля доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации указанной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять за налоговый период не менее 70 %.

Патентная система налогообложения

Согласно п. 1 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка для предпринимателей на ПСНО в общем случае составляет 6 %. Но в соответствии с п. 2 этой же статьи законами Республики Крым и города Севастополя ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков до 4 %, в том числе в 2021 году, но не далее.

В Крыму именно такая ставка и была установлена для предпринимателей на ПСНО Законом Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014. Но на 2022 год крымские законодатели не стали продлевать этот закон. Он вообще с 01.01.2022 отменен специальным Законом Республики Крым от 08.12.2021 № 239-ЗРК/2021.

Таким образом, в 2022 году крымские предприниматели на ПСНО применяют ставку в размере 6 %.

Аналогичная ситуация сложилась в отношении севастопольских налогоплательщиков: Законом г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС для них была установлена ставка в размере 4 %, но это положение также не продлено.

Кроме того, исходя из ст. 2 Закона г. Севастополя от 25.10.2017 № 370-ЗС на основании п. 3 ст. 346.50 НК РФ на территории Севастополя установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного закона (01.01.2018), применяющих ПСНО и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.

В части 2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 370-ЗС поясняется, какие виды деятельности здесь имеются в виду. Согласно Закону г. Севастополя от 25.11.2021 № 675-ЗС эта часть с 01.01.2022 излагается так: установить виды предпринимательской деятельности в производственной и социальной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), а также кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), относящихся к бытовым услугам, согласно приложению 2 к настоящему закону.

При этом существенно скорректировано и само упомянутое приложение 2 к Закону г. Севастополя № 370-ЗС, где перечисляются виды деятельности, к которым применяется нулевая ставка. По некоторым из них изменились наименования, а также добавлены новые виды деятельности. Приведем изменения наименований.

Было

Стало

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу населения

Химическая чистка, крашение и услуги прачечных

Стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий

Ремонт электронной бытовой техники, бытовых приборов, часов, металлоизделий бытового и хозяйственного назначения, предметов и изделий из металла, изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения

Ремонт мебели

Ремонт мебели и предметов домашнего обихода

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования

Ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг

Ремонт жилья и других построек

Реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых

Прочие услуги производственного характера в соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Услуги по переработке продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами

Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства

Услуги по уборке квартир и частных домов, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками

Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления

Деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления

Экскурсионные услуги

Услуги экскурсионные туристические

Сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей

Переработка и консервирование фруктов и овощей

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав

Растениеводство, услуги в области растениеводства

Добавлены следующие виды деятельности:

  • животноводство, услуги в области животноводства;

  • помол зерна, производство муки и крупы из зерен пшеницы, ржи, овса, кукурузы или прочих хлебных злаков;

  • услуги по уходу за домашними животными;

  • изготовление и ремонт бондарной посуды и гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;

  • услуги по изготовлению валяной обуви;

  • услуги по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу населения;

  • граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;

  • изготовление и ремонт деревянных лодок по индивидуальному заказу населения;

  • ремонт игрушек и подобных им изделий;

  • ремонт спортивного и туристического оборудования;

  • услуги по вспашке огородов по индивидуальному заказу населения;

  • услуги по распиловке дров по индивидуальному заказу населения;

  • сборка и ремонт очков;

  • изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества;

  • переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;

  • услуги по ремонту сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов.

Налог на имущество организаций

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций» для республиканских налогоплательщиков-организаций ставка по налогу на имущество установлена в размере 1,5 %, если в отношении данного имущества налог исчисляется не в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, то есть не по кадастровой стоимости. Эта же ставка будет применяться и в 2022 году.

Кроме того, на основании ст. 5 указанного закона авансовые платежи по налогу в республике в 2021 году подлежали уплате за отчетный период не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налог надо было уплатить по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Законом Республики Крым от 27.10.2021 № 219-ЗРК/2021 сроки уплаты авансовых платежей и налога изменены. Указано, что теперь они соответствуют тем, которые отражены в ст. 383 НК РФ. А данная статья в редакции, действующей с 01.01.2022, предусматривает, что налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть теперь данные сроки регулируются на федеральном уровне.

В силу изменений в федеральном законодательстве внесена правка и в ч. 2 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014. В ней учтено следующее.

С 01.01.2022 согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ плательщики транспортного, земельного налогов[1], а также налога на имущество (юридические[2] и физические лица) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе подать документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Иными словами, теперь налоговый орган сам получает сведения о льготах налогоплательщиков у других органов. Впрочем, обеспокоенный налогоплательщик может и сам представить эти документы.

Соответственно, из ч. 2 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 исключено условие об обязательном предоставлении документов, подтверждающих право на налоговые льготы. Напомним, что согласно этой статье в регионе льготами по налогу на имущество пользуются органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также учреждения, находящиеся в ведении указанных органов в отношении следующего имущества:

  • памятники истории и культуры;

  • автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные и пешеходные инженерные сооружения.

От уплаты налога освобождаются также организации:

  • в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;

  • являющиеся собственниками (балансодержателями) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и (или) местных бюджетов на основании бюджетной сметы или в виде субсидий;

  • основным видом деятельности которых является деятельность в области спорта.

Напомним также, что с 01.01.2020 исходя из ст. 378.2 НК РФ в Крыму было введено[3] исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. Согласно ст. 2.1 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 это следующие виды имущества:

  • административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  • нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

На основании ч. 3 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 для этих объектов недвижимого имущества ставка по налогу установлена в размере 1 %. В 2022 году она не изменилась.

Такой же порядок вводится Законом г. Севастополя от 25.11.2021 № 674-ЗС и в Севастополе с 01.01.2022. Получается, определенные виды недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ облагаются налогом по кадастровой стоимости.

Закон г. Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС «О налоге на имущество организаций» дополнен ст. 1.1, согласно которой налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1–4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества. То есть, в отличие от Крыма, в Севастополе налог по кадастровой стоимости будет исчисляться и в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

К этим видам имущества, а также к объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, будет применяться ставка в размере 2 % (новая ч. 7 ст. 2 Закона г. Севастополя № 80-ЗС).

А вот к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также к нежилым помещениям, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, будет применяться ставка в размере 1 % (новая ч. 6 ст. 2 Закона г. Севастополя № 80-ЗС).

Напомним, что в силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ именно в отношении объектов, указанных в ч. 6 ст. 2 Закона г. Севастополя № 80-ЗС, региональные органы власти не позднее 1-го числа очередного налогового периода[4] определяют перечень таких конкретных объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Если подобные объекты не указаны в этом перечне, то они, как и иное недвижимое имущество, облагаются налогом на имущество на общих основаниях по среднегодовой стоимости.

При этом отметим, что согласно новой редакции ч. 1 и 4 ст. 2 Закона г. Севастополя № 80-ЗС с 01.01.2022 при расчете налога по среднегодовой стоимости надо будет применять ставку в размере 1,5 %, а не 1 %, как это было до указанной даты.

Прежний размер ставки (пока только на 2022 год) сохранен лишь для объектов недвижимого имущества, используемых для осуществления видов экономической деятельности, включенных в раздел «Обрабатывающие производства» ОКВЭД 2 (новая ч. 5 ст. 2 Закона г. Севастополя № 80-ЗС).

Кроме того, в ст. 3 Закона г. Севастополя № 80-ЗС теперь тоже указано, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке, установленном ст. 383 НК РФ[5].

Что касается льгот, ч. 2.1 ст. 4 Закона г. Севастополя № 80-ЗС было предусмотрено, что освобождаются от уплаты налога на период 2017–2021 годов организации в отношении имущества (за исключением имущества, сдаваемого налогоплательщиком в аренду), используемого для осуществления на безвозмездной основе следующих видов экономической деятельности согласно ОКВЭД 2:

  • 91.02 «Деятельность музеев»;

  • 91.03 «Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры».

Законом г. Севастополя от 29.06.2021 № 652-ЗС действие этой льготы продлено вплоть по 2031 год.

Налог на имущество физических лиц

В силу ст. 399 НК РФ в городах и районах Крыма налог на имущество физических лиц введен представительными органами этих муниципальных образований. Они же установили в своих пределах ставки по налогу, особенности определения налоговой базы и льготы по налогу. Причем в соответствии с Законом Республики Крым от 05.11.2019 № 8-ЗРК/2019 с 01.01.2020 данный налог на территории республики исчисляется по кадастровой стоимости. С той же даты индивидуальные предприниматели региона уплачивают и налог на имущество наряду с организациями сообразно положениям ст. 378.2 НК РФ, если принадлежащая им недвижимость включена в перечень, опубликованный минимуществом Республики Крым. В этой части в 2022 году ничего не изменилось.

В Севастополе налог на имущество физических лиц был введен с 01.01.2021 Законом г. Севастополя от 27.11.2020 № 614-ЗС.

Поскольку Закон г. Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС «О налоге на имущество организаций» дополнен ст. 1.1, согласно которой налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1–4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, аналогичное положение с 01.01.2022 будет установлено и в отношении севастопольских индивидуальных предпринимателей. Изменение внесено Законом
г. Севастополя № 674-ЗС.

Согласно новому п. 2.1 ст. 2 Закона г. Севастополя № 614-ЗС если у предпринимателя окажутся объекты недвижимости, включенные в перечень, утвержденный минимуществом Севастополя, то он будет уплачивать с их кадастровой стоимости налог на имущество физических лиц по ставке 1 %[6]. Здесь же специально указано, что данная ставка применяется также, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода.

Исходя из абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ такой вновь образованный объект недвижимого имущества при условии его соответствия критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, до его включения в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Кроме того, в силу нового п. 2.2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 614-ЗС в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., ставка налогообложения будет равна 1 % от их кадастровой стоимости. До сих для таких объектов применялась ставка в размере 0,5 %. Новая ставка впервые относится к налоговому периоду 2022 года.

Транспортный налог

В Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге» уже с 29.10.2021 Законом Республики Крым от 27.10.2021 № 219-ЗРК/2021 было внесено изменение, которое фактически применяется с 01.01.2022. Именно с названной даты согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ плательщики транспортного налога (юридические и физические лица) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы по этому налогу, а также вправе подать документы, подтверждающие право налогоплательщика на льготу. То есть теперь налоговый орган сам получает сведения о льготах налогоплательщиков у других органов.

Соответственно, изменен абз. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым № 8-ЗРК/2014, то есть льготы по транспортному налогу необязательно будет подтверждать документами.

В Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 75-ЗС «О транспортном налоге» с 01.01.2022 подобные поправки не внесены, но севастопольские налогоплательщики в этой части должны будут руководствоваться таким же положениями, поскольку они установлены федеральным законодательством.


[1] Для плательщиков земельного налога ссылка на данную статью приведена в абз. 2 п. 10 ст. 396 НК РФ.

[2] Для плательщиков налога на имущество организаций ссылка на эту статью имеется в абз. 2 п. 8 ст. 382 НК РФ.

[3] Закон Республики Крым от 28.11.2019 № 16-ЗРК/2019.

[4] Первый такой перечень в Севастополе должен был быть опубликован не позднее 01.01.2022.

[5] То есть не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

[6] В том числе если предприниматель работает на спецрежиме.