По иску работницы, трудившейся по ГПД, но фактически выполнявшей работы по штатной должности, принято решение, которое позволит восстановить сотрудницу на работе на постоянной основе.

Программистка У. попыталась устроиться в фирму на постоянную работу, однако всё, что ей было предложено — оформить договор подряда и в течение трех месяцев разработать программу, получив 109 тысяч рублей. Программа была написана и сдана, деньги получены, однако работница, не желая пополнять ряды безработных, предприняла попытку представить свои отношения с работодателем как трудовые и обратилась в суд, требуя восстановить её на работе с предоставлением трудовых и социальных гарантий, взыскать с фирмы заработок за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и за нарушение сроков выплаты.

Суды двух инстанций истице отказали. Работодатель повернул дело так, что при первоначальной попытке трудоустройства У. "не потянула" требований должностной инструкции, и годилась для привлечения лишь в разовом порядке. Регулярной её работы не предполагалось, и договор между сторонами, как установил суд первой инстанции, не содержит существенных условий трудового договора — в нём не прописана трудовая функция, режим рабочего времени, условия оплаты труда и соцстрахования.

Доводы истицы о написании ею заявления о приёме на работу, прохождении медосмотра и инструктажа по охране труда, фактическом вхождении в рабочую группу по созданию софта и несение обязанностей инженера-программиста согласно штатному расписанию судами приняты не были.

Кассационная жалоба в ВС изменила ход дела. В определении от 14.01.2019 № 5-КГ18-259 ВС указал на возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера; к таким случаям "по полной программе" применяются положения ТК. Это сделано для предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей, которым выгодно заключать гражданско-правовые договоры вопреки стремлению работника заключить трудовой договор

По мнению ВС, суды предыдущих инстанций, игнорируя доводы истицы, а также представленное ею заключение трудинспекции о нарушении работодателем статьи 15 ТК (трудовые отношения), не учли императивные требования части 3 статьи 19.1 ТК: "Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений." 

ВС вернул дело на рассмотрение в суд первой инстанции.

Часто признания договоров подряда трудовыми требуют фискальные органы. Тогда суды учитывают не столько характер, количество и периодичность работы по ГПД, сколько организационные факторы — наличие в договоре названия должности и специальности, необходимость соблюдения рабочего графика и тому подобные (в этой связи у работодателя есть шанс выиграть дело). Однако если речь идет о защите интересов работников по их искам, то ВС уже не впервые принимает решение, обеспечивающее соцгарантии.