Специалисты озабочены непрозрачностью аккредитации и внесения в реестр Минздравсоцразвития организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест по условиям труда.

Сегодня в России около 70 млн занятого населения – то есть около 30 млн рабочих мест. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте.

Не реже чем один раз в пять лет работодатель должен проводить аттестацию и по ее результатам информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях. Согласно постановлению Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г., компенсации за работу в неблагоприятных условиях предоставляются только по результатам аттестации рабочих мест.

Выросли и штрафы за нарушение норм охраны труда. Словом, предприятиям без аттестации рабочих мест не обойтись. Занимаются ею специальные организации, имеющие в своем составе измерительные (испытательные) лаборатории, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством. Однако в последнее время отлаженная система этих лабораторий претерпевает разного рода изменения. И не всегда в лучшую сторону.

С 2002 г. в России, наряду с другими системами, действовала специализированная Система сертификации работ по охране труда (ССОТ), внесенная в реестр Ростехрегулирования. Ее основой являлись аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В 2010 г. Минздравсоцразвития посчитало недостаточной аккредитацию лабораторий в системе ССОТ и решило провести дополнительную аккредитацию – аккредитацию уже аккредитованных организаций.

Правила аккредитации установлены приказом министерства № 205н от 1.04.2010г. Порядок аккредитации – уведомительный; Минздрав не имеет права «разрешить» или «отказать» заявителю, прекратить его деятельность или взимать за аккредитацию плату. Дело министерства – внести организацию, имеющую в своем составе лабораторию, в специальный реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Но на деле практически все организации, ведущие аттестацию рабочих мест, сейчас «зависли в воздухе» из-за несоответствий и двойственности в терминологии этого приказа и «Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Работа выполняется та же, что и прежде, а формально их деятельность «не соответствует» требованиям новых правил. Ряд лабораторий оказались «за бортом» реестра, поданные заявки тормозятся, аттестация рабочих мест буксует.

Кстати, общие затраты по России на инструментальные измерения и оценку вредных факторов, оформление документации по аттестации рабочих мест на эти цели составляют около 60 млрд руб. Деньги немалые. А значит, и конкуренция за то, чтобы их получить, велика.

Генеральная инспекция труда Объединения профсоюзов России «Соцпроф» провела экспертизу приказа № 205-н на коррупциогенность и сделала вывод: подобный фактор «имеет место» в приложении к правилам аккредитации. Более того, по заключению экспертов «Соцпрофа», эти правила противоречат принципу свободы экономической деятельности в области охраны труда.

Эксперты «Соцпрофа» считают: сужение круга «допущенных» приведет к резкому спросу на услуги, повышению их стоимости, распространению «серых» схем и в итоге – к некачественной оценке условий труда.

Специалисты в своем заключении дают рекомендации, как добиться полной прозрачности процесса и доработать документ. Ответа пока нет. Но на 28.10. 2010 г. по списку Минздрава было аккредитовано лишь 28 организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест. Причем 10 из них оказались членами некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», работающего под эгидой Минздрава.

В состав совета партнерства и в его наблюдательный совет входят чиновники Минздрава: замминистра Александр Сафонов (председатель наблюдательного совета), заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздрава Валерий Корж (входит в совет партнерства – постоянно действующий коллегиальный орган управления партнерства).

Всего же в реестр ССОТ входит 748 лабораторий, из которых лишь 9% – члены упомянутого партнерства. Стать членом партнерства организациям настойчиво рекомендуют на профессиональных семинарах – что означает для новых участников: внести членский взнос (50 тыс. руб.), плюс понести незапланированные и необоснованные затраты на аккредитацию в рамках системы ГОСТ Р (еще 250 тыс. руб.), не говоря уже об участии в семинарах, докупке измерительных приборов по определенному списку и т. д.

Внесение в реестр Минздрава стало зависеть от вступления в партнерство. Многие из подавших заявки жалуются, что документы им вернули по формальным основаниям. А, к примеру, ЗАО «Клинский институт условий труда «ОЛС комплект», гендиректор которого Олег Косырев одновременно является председателем совета НП, заявку подал за день до официальной публикации приказа № 205-н в «РГ» – и был включен в реестр под номером 2. Такие факты вызывают резкую реакцию, массу вопросов на профильных форумах в Интернете и жалоб в контролирующие органы.

Руководители организаций жалуются не только на действия конкретных лиц (например, того же Валерия Коржа, работу которого участники профильных интернет-форумов называют «непрозрачной»). В органы прокуратуры и в сам Минздрав идут письма, в которых отмечены недостатки пресловутого приказа № 205-н и его несоответствия российскому законодательству.

Наблюдатели отмечают, что процесс аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, искусственно тормозится, при этом основное внимание уделяется не качеству оценки, а формальной стороне дела и зависит от трактовки положений приказа отдельно взятым чиновником министерства. Поэтому эксперты настойчиво просят руководство Минздравсоцразвития прислушаться к замечаниям к новым регулирующим документам и исключить «коррупциогенный фактор» в столь важной сфере.

Кстати, с 1 декабря 2010 г. в соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития № 205-н свыше 700 лабораторий прекратят свою деятельность, и количество безработных в нашей стране увеличится за один день на 25 000 человек.

Печально сознавать, что причиной тому будет не очередной экономический кризис, а по меньшей мере непродуманные действия лиц, ответственных за планирование и реализацию мероприятий в области совершенствования всей системы охраны труда в Российской Федерации.