Обнаружив нарушение при камералке и не дождавшись решения суда, ИФНС нагрянула с выездной, лишив фирму шанса на исправление ошибок и впоследствии – на смягчение наказания.

Фирма применяла ставку земельного налога 0,3%, потому что считала, что участки относятся к ограниченным в обороте. Но это было не так. Покамералив декларацию за 2016 год, налоговая указала на ошибку, рассчитав налог по ставке 1,5%. Однако компания не сделала ничего для исправления – налог не доплатила, уточненку не подала.

После этого налоговики решили, что надо копнуть поглубже, и пришли с выездной проверкой, охватившей 2014-2015 годы. Оказалось – не напрасно: в эти годы найден тот же косяк с налоговой ставкой. Сумма доначисления по итогам выездной проверки составила 15,5 млн, пеней – 4,7 млн, штрафа – 3 млн.

В судах (дело № А41-53206/2018) фирма настаивала на уменьшении штрафа, называя себя добросовестным налогоплательщиком, который ошибся без злого умысла. Однако тот факт, что фирма проигнорировала результаты камералки, заставил суды усомниться в добросовестности истца в период выездной проверки (кассация Ф05-1531/2019). Так что недоимка, пени и штраф остались в силе в полном объеме.

Правда, суды учли не все. Ведь фирма пыталась оспорить в суде сначала результаты той камералки (дело № А41-4317/2018). Решение суда первой инстанции, подтвердившее "камеральную" правоту налоговиков, было вынесено уже после окончания выездной проверки. Так что на самом деле в то время налогоплательщик все еще пребывал в состоянии добросовестного заблуждения, надеясь, что суд решит в его пользу.

А налоговики просто очень оперативно подсуетились, организовав выездную проверку, не дождавшись решения суда по камеральной, тем самым не дав фирме шанса все исправить. Это помогло ободрать ее по максимуму.