В 2012 – 2014 годах ООО «А» занималось оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов (щебня) и применяло в отношении этой деятельности ЕНВД. В рамках договоров на оказание транспортных услуг на счет компании поступили денежные средства от ООО «Т», «К» и «Р».

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что представленные в подтверждение сделок документы недостоверны в части указания грузоотправителя, грузополучателя, наименования груза, приема и сдачи груза, перевозчика, транспортного средств, ряд граф не заполнены. Водители, указанные в представленных документах, и руководители контрагентов не подтвердили факт перевозки и не смогли назвать пункт получения и получателя товара. Инспекция признала сделки формальными, а денежные средства – полученными безвозмездно. По результатам проверки компании доначислен налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А28-3393/2017) признали законным решение инспекции, приняв во внимание взаимозависимость налогоплательщика и контрагентов – их руководство трудилось в компаниях директора налогоплательщика поваром, барменом и менеджером по продажам. Они пояснили, что документы подписывали формально. Суды учли, что указанные в документах транспортные средства либо не существуют, либо не предназначены для перевозки щебня.

При этом в силу пункта 8 статьи 250 НК безвозмездно полученное имущество является внереализационным доходом. Отклонены доводы налогоплательщика о том, что спорные средства являлись кредиторской задолженностью, поскольку в бухучете налогоплательщика данная кредиторка не числилась.

Кассация (Ф01-4413/2018 от 23.10.2018) решила: «поступившие на расчетный счет денежные средства в отсутствие доказательств необходимости выполнения Обществом какого-либо иного встречного обязательства в адрес названных лиц, являются неосновательным обогащением налогоплательщика и подлежат включению в состав внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли в периоде их поступления на счет».