ООО «Р» производило и поставляло в адрес предпринимателей АА., АИ. и третьих лиц сухие строительные смеси.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что АА. и АИ. являются супругами, их офисы располагаются по месту нахождения компании. Договор поставки с АИ. заключен до регистрации предпринимателя. АА. применяет УСН и занимается оптовой торговлей сухими смесями, а АИ. – ЕНВД, продавая смеси в розницу.

К тому же, АА. является генеральным директором компании, а АИ. – финансовым директором. В налоговой отчетности предпринимателей и компании указан один и тот же контактный телефон. При этом смеси в адрес предпринимателей поставлялись по ценам более чем в два раза ниже, чем другим покупателям.

Инспекция обнаружила отклонение цен и доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

При обращении в суд (дело № А53-2888/2017) компания указала, что коммерческие и финансовые условия сравниваемых сделок не являются сопоставимыми. Заниженная цена товара обусловлена истечением срока его годности. Покупатели крупных партий получали отсрочку платежа от 30 дней, из-за этого цена была выше.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф08-11234/2017 от 01.02.2018) признали законным решение инспекции, указав на манипулирование ценами в сделках с взаимозависимыми лицами. Суды учли, что предприниматели товары со склада не забирали, поскольку отгружали его покупателям со склада компании после его формального приобретения по заниженным ценам. К тому же, товар, поставленный в адрес предпринимателей, не оплачивался длительный период времени (более 30 дней) – они платили один раз в два-три месяца либо в конце года.