В письме от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ ФНС ответила на вопросы об уплате НДС при сдаче казенными учреждениями в аренду государственного (муниципального) имущества.

Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС.

На основании норм ГК казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение. За таковыми имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за этими учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

В то же время, в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором) отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

С учетом анализа норм ГК о принадлежности указанного имущества ФНС пришла к выводу, что при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора (налогового агента).

Позиция согласована с Минфином.

Аналогичный вывод следует из определений ВС от 15 ноября 2017 г. N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150, указала ФНС.