Компания, зарегистрированная в феврале 2015 года, в уведомлении о переходе на УСН указала «доходы» в качестве объекта налогообложения. Однако в декларации по УСН за 2015 год налог исчислен с объекта «доходы минус расходы».

По результатам камеральной проверки ИФНС указала на неверный объект налогообложения. Компания пояснила, что с момента регистрации применяла УСН с объектом «доходы минус расходы», и в качестве оправдания сообщила, что не имеет экземпляра уведомления. Несмотря на это, инспекция посчитала налог исходя из доходов без учета расходов.

Суды трех инстанций (дело № А52-3830/2016) отменили доначисления, разъяснив, что глава 26.2 НК не предусматривает принятие налоговой каких-либо решений по оспариваемому уведомлению, в том числе при наличии в нем ошибки. При этом согласно статье 80 НК декларация представляет собой письменное заявление, в том числе об объектах налогообложения.

Доказательств применения УСН с объектом обложения «доходы» налоговиками не представлено. Напротив, компания подтвердила свою волю на объект «доходы минус расходы» книгой учета доходов и расходов, платежными поручениями с кодами КБК по объекту «доходы минус расходы», анкетой клиента банка от 25 февраля 2015 года.

В решении кассации (Ф07-12445/2017 от 20.11.2017) указано: "несмотря на допущенную Обществом описку при заполнении заявления о переходе на УСН, при наличии совокупности иных обстоятельств у инспекции отсутствовали законные основания не считать поданную декларацию по УСН ... надлежащим волеизъявлением ... о применении УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»".