Компания при создании подала заявление о применении УСН (от 6 августа 2015 года), указав в качестве объекта обложения «доходы». Однако в декларации по УСН за 2015 год исчислила налог исходя из объекта налогообложения «доходы минус расходы».

По результатам камеральной проверки налоговая доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на необоснованное применение этого объекта обложения.

Компания пояснила, что неверный объект был указан ошибочно. Это было сделано не умышленно. С начала деятельности велась книга учета доходов и расходов, платились авансовые платежи по КБК «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Инспекция полагает, что после начала ведения деятельности компания осознала, что выбранный объект не выгоден и неправомерно вела учет исходя из объекта обложения «доходы минус расходы».

Суды трех инстанций (дело № А54-6296/2016) отменили решение инспекции, указав, что в рассматриваемой ситуации источником информации об объекте налогообложения является налоговая декларация. Суды также учли, что согласно учетной политике (от 6 июня 2015 года) компания применяет объект налогообложения «доходы минус расходы», исходя из которого уплачены и авансовые платежи. По мнению судов, это свидетельствует о том, что компания фактически с момента создания применяла объект «доходы минус расходы».

В решении кассации (Ф10-4018/2017 от 19.10.2017) указано: «несмотря на допущенную обществом ошибку при заполнении заявления о переходе на УСН, при наличии совокупности иных обстоятельств данная ошибка не может указывать на неправомерность действий налогоплательщика, который фактически объект налогообложения не изменял».