АО приобрело у ОАО оборудование (электропечь, виброгалтовочные установки), отразила его в бухучете как товар на счете «41». Затем АО продало оборудование ООО «Т» для дальнейшей передачи в лизинг АО. По окончании срока действия договора при полной оплате всех лизинговых платежей право собственности на оборудование переходит к лизингополучателю.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав, что налогоплательщик выступает как лизингополучателем, так и поставщиком оборудования, полученного в лизинг. Результатом сделки является занижение налогооблагаемых баз по налогу на прибыль и НДС в результате отнесения в состав расходов лизинговых платежей и принятие налоговых вычетов. При этом АО и ООО «Т» являются взаимозависимыми.

Суды трех инстанций (дело № А72-10848/2016) отменили решение инспекции, указав, что возможность применения возвратного лизинга, когда приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца, предусмотрена статьей 4 закона «О финансовой аренде (лизинге)» и имеет разумные хозяйственные мотивы. При этом налоговое законодательство разрешает учитывать в расходах лизинговые платежи (подпункт 10 пункт 1 статьи 264 НК), в том числе и по такому договору.

В данном случае действия по приобретению оборудования с последующей их продаже и получению на условиях возвратного лизинга связаны со следующим. Налогоплательщик столкнулся с нехваткой оборотных средств, накопилась значительная задолженность перед поставщиками. С помощью указанного маневра налогоплательщик смог привлечь денежные средства на более выгодных условиях, чем получение кредита, при этом используя оборудование на протяжении всего срока лизинга. Суды (постановление кассации Ф06-21921/2017 от 16.06.2017) отметили, что все компании исполнили свои налоговые обязательства по спорной сделке в полном объеме.