В письме от 4 апреля 2017 г. № СА-4-7/6265@ ФНС напомнила о постановлении КС о взыскании с физлиц денежных средств, полученных вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного вычета.

Заявителям, обратившимся впоследствии в КС, по результатам камеральных проверок деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные вычеты в связи с приобретением ими квартир за счёт целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения. Суды заявленные налоговиками требования удовлетворили.

Обращаясь в КС, физлица отметили, что действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и её взыскания в достаточной степени является определённым, и взыскание недоимки по налогу должно производиться с соблюдением строго регламентированной НК процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по её результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им вычетов в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.

КС с доводами заявителей не согласился, а оспариваемые ими нормы НК и ГК были признаны не противоречащими Конституции.

В этой связи ФНС рекомендует налоговым органам следующее. В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных вычетов налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК.

Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного вычета.

При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.

Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.

ФНС указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров. Также ФНС обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках таких споров является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного вычета.

Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, в данном случае не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении указанных исков в любом случае проверяют соблюдение налоговыми органами сроков на обращение в суд, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске этого срока налоговым органом.

Если предоставление имущественного вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, требование о взыскании может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).

Если предоставление вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления вычета налогоплательщику.

Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определённые для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать взыскания с налогоплательщика только сумму ошибочно (неправомерно) предоставленного вычета.

ФНС указывает на недопустимость взыскания сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно производиться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.