По результатам выездной проверки ИФНС исключила из расходов компенсации при увольнении по соглашению сторон, посчитав их экономически необоснованными, поскольку они выплачивались работникам, с которыми прекращены трудовые отношения.

Компания оспорила решение в суде (№ А40-213762/2014), поясняя, что выплаты при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон являются экономически обоснованными, так как позволили минимизировать налоговые обязательства, избежать конфликтных ситуаций и послужили формированию положительного имиджа работодателя на рынке труда.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд отказали в удовлетворении требований, указав, что выплачиваемые по соглашению о расторжении трудовых договоров суммы выходных пособий не являются расходами на оплату труда, поскольку производились на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам - одновременно с изданием приказа об увольнении сотрудников.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС (постановление 305-КГ16-18369 от 27.03.2017) отменила решение судов, разъяснив, что увольнение работника является завершающим этапом его вовлечения в деятельность налогоплательщика, при этом обоснованность расходов не зависит от возможности приносить доход в будущем. Суд пояснил, что лишь при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия компания должна обосновать произведенные выплаты и их экономическую оправданность. Суд отметил, что размер выплат при увольнении по соглашению сторон может и не совпадать в полной мере с размером выплат, предусмотренных ТК, поскольку такая выплата является платой за согласие работника на отказ от дальнейшего наличия оплачиваемой работы.

В данном случае компания учла выплаты в размере 1,3 млн рублей при увольнении 8 работников. При этом размер произведенных выплат каждому работнику составил от одного до пяти среднемесячных заработков, что сопоставимо с расходами работодателя, производимыми в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Инспекцией не оспорено достижение обществом цели увольнения работника без последующего трудоустройства в данной компании и получение истцом экономического эффекта от заключения соглашений об увольнении. Таким образом, требования компании удовлетворены.