В письме от 24.01.17 № 03-07-11/3094 Минфин рассказал о вычете НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет в розничной торговле сотрудниками организации, на основании кассовых чеков, в которых сумма налога выделена отдельной строкой.

Вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК.

Указанными пунктами статьи 171 НК предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в розничной торговле, НК не предусмотрены. В связи с этим суммы налога по товарам, приобретенным в розничной торговле, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

Согласно пункту 1 статьи 170 НК предъявленные суммы НДС не включаются в расходы в целях налога на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи НК. Отсутствие у налогоплательщика документов, в том числе счетов-фактур указанным перечнем не предусмотрено. Поэтому оснований для включения данного налога в стоимость товаров (работ, услуг) при налогообложении прибыли в этих случаях не имеется.

Учитывая изложенное, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль сумму НДС, предъявленную покупателю и указанную в кассовом чеке при приобретении товаров в розничной торговле и не принятую к вычету в целях НДС.