Предприниматель являлся плательщиком НДФЛ и не имел наемных работников. Его доход за 2015 год составил 16,4 млн рублей, а прибыль - около 2 млн рублей.
При уплате взносов по итогам года он исчислил 1% от превышения прибыли над суммой 300 тысяч рублей. По результатам камеральной проверки ПФ доначислил взносы (119 тысяч рублей), пени и штраф, указав, что необходимо исходить из общей суммы дохода, указанной предпринимателем в декларации по НДФЛ. При этом сумму дохода фонд получил от ИФНС.
Суд (дело № А59-6117/2016) признал недействительным решение фонда, указав на определение КС от 30.11.2016 № 27-П — при исчислении взносов доход ИП, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физлицам, должен определяться как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов.
Суд пояснил, что для плательщиков взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК — по суммам доходов. При этом ИП вправе уменьшить доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (пункт 1 статьи 221 НК). То есть доходом применительно к НДФЛ признается экономическая выгода.
Напомним, что суды высказывали противоположное мнение уже и после выхода упомянутого определения КС. Так, по делу№ А17-1186/2016 суды трех инстанций (в том чиле АС Волго-Вятского округа) поддержали ПФ, указав, что законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих для целей исчисления взносов уменьшать полученные ИП доходы на сумму понесенных им расходов.