Компания (турагенство) применяла УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на невозможность проверить правильность отражения доходов от реализации услуг на основании кассовых книг, книг учета доходов и расходов — невозможно установить сумму, фактически оплаченную каждым туристом за поездку, на какое количество дней выехал турист, пункт назначения. Договоры с клиентами представлены в ходе проверки в количестве 192 из 73 000 штук, туристические путевки, являющиеся неотъемлемой частью договора, не представлены, и в ходе проверки не восстановлены. В результате инспекция доначислила налог на основании данных об аналогичных налогоплательщиках.

Компания оспорила решение в суде (дело № А78-13386/2015), полагая, что для исчисления налога по УСН необходимы документы, подтверждающие фактическое получение дохода и фактическое несение расходов. К таким документам, в частности, относятся приходные и расходные кассовые ордеры, платежные поручения, которые в ходе проверки представлены в полном объеме.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным.

Апелляция отменила его решение, указав на пункт 1 статьи 346.17 НК — при УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу. Таким образом, определяющее значение имеют документы, подтверждающие движение денег. Такие документы (приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения) представлены. Обязательное заключение с туристами предварительных договоров о реализации туристических услуг не предусмотрено действующим законодательством. Доказательства того, что у компании имеются неучтенные в книгах учета доходов приходные кассовые ордера и платежные поручения, инспекцией не представлено.

Кассация (Ф02-6840/2016 от 30.01.2016) оставила в силе решение апелляции.