В апреле 2013 года компания выплатила иностранным фирмам доходы от использования объектов интеллектуальной собственности в размере 500 тысяч долларов США. В марте и декабре 2014 года компания уплатила налог на прибыль и пени, а в июне 2014 года представила расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 2 квартал 2013 года. По результатам камеральной проверки инспекция указала на нарушение срока, установленного пунктом 2 статьи 287 НК (перечисление налога не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода иностранной фирме) и привлекла компанию к ответственности по статье 123 НК - неправомерное неудержание или неперечисление налога в бюджет налоговым агентом.

Суды трех инстанций (дело № А40-14266/2016) отменили решение инспекции, указав на пункт 4 статьи 81 НК - если уточненная декларация представляется после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до представления декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Суды пришли к выводу, что налоговый агент наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов, основываясь на положениях статьи 81 НК, вправе корректировать налоговую базу и устранять допущенное нарушение без финансовых санкций со стороны налоговых органов (постановление кассации Ф05-14968/2016 от 07.10.2016) .

В данном случае компания до сдачи расчета и начала проверки полностью уплатила налог на прибыль и пени, которые компенсировали потери бюджета, вызванные несвоевременным перечислением налога.