В письме от 24 июня 2016 г. N ЕД-19-15/104 ФНС рассказала об оценке рисков при выборе контрагентов в целях избежания получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговыми органами при проведении проверок всесторонне оценивается совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе проверки, указывающих на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применительно к каждому случаю. Налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженных в приказе ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. На официальном сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность,
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей,
  • отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ (сайт ФНС www.nalog.ru),
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Сведения об адресах, указанных при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, также размещены на сайте ФНС.

Кроме того, в постановлении пленума ВАС от 12.10.2006 N 53 перечислены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.