Как мы уже сообщали, в Госдуме прошел третье - окончательное - чтение пакет законопроектов, направленных на передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Планируется внести поправки в части первую и вторую Налогового кодекса (законопроект № 1040802-6), в Бюджетный кодекс (1040775-6), в законодательство о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды (1040799-6).

Согласно тексту первого законопроекта под страховыми взносами в НК будут пониматься все виды взносов, кроме взносов на соцстрах от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также кроме ОМС неработающего населения. Объектом обложения взносами согласно НК будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц "в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг", а также выплаты по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения и тому подобным.

В нормах НК, где упоминаются налоги, сборы, добавляются слова "страховые взносы", "налогоплательщики" дополнятся "плательщиками взносов", оговаривается, что ряд норм НК касается также взносов. На взносы будут распространены, среди прочего, нормы о взыскании налогов, включая нормы о "копеечных долгах", о пенях, о штрафах (за неуплату, несдачу отчетности, непредставление налоговикам сведений), о возврате и зачете (при этом оговариваются некоторые тонкости зачетов и возвратов по излишне уплаченным взносам, в том числе, излишне уплаченные взносы в ПФ не возвращаются плательщику, если ПФ разнес их на индивидуальных лицевых счетах).

Ко второму чтению законопроект 1040802-6 претерпел некоторое количество правок (в том числе, как мы сообщали, заодно увеличены лимиты по УСН).

Плательщикам взносов вменили новую обязанность (помимо предусматривавшихся изначально обязанностей по ведению учета, сдаче расчетов по взносам налоговикам, представлению им документов, которые надо будет хранить 6 лет) - в течение одного месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении своих обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц.

Вводится обязанность налоговых органов сообщать в фонды о регистрации страхователей в ИФНС.

Если ФСС не принимает к зачету пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то налоговая будет выставлять требование об уплате взносов в течение 10 дней со дня получения решения ФСС (это появилось в законопроекте ко второму чтению).

В отношении приостановлении операций по счетам в случае непредставления вовремя расчета по взносам противоречие, заложенное в законопроект с момента его внесения, так и не устранено. С одной стороны, в пункт 3 статьи 76 НК, устанавливающий соответствующее право налоговиков при несдаче налоговой декларации (конкретно декларации, а не расчета), поправки не вносятся. С другой стороны, плательщиками взносов дополняется пункт 11 статьи 76, в котором указано, на кого распространяются все ее нормы. Причем, ко второму чтению уточнено, что нормы о заморозке счета касаются организаций и ИП, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам). Однако из-за отсутствия поправок в пункт 3 статьи 76 НК в конечном итоге все равно не понятно, будет ли применяться приостановление операций по счетам плательщика взносов лишь в целях взыскания сумм взносов, или в остальных случаях тоже.

В следующих публикациях подробнее расскажем о будущих нюансах исчисления взносов, заложенных в законопроекты.