В законопроекте, который разработан Миэкономразвития в качестве альтернативы закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора)», перечислены, среди прочего, формы государственного и муниципального контроля (надзора). Это:

  • проверка;
  • рейдовое обследование;
  • наблюдение;
  • мониторинг;
  • контрольная закупка.

Действие законопроекта в случае его принятия не будет касаться оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия. При этом под действие законопроекта, по замыслу разработчика, должны подпадать, среди прочего, федеральный государственный контроль за применением контрольно-кассовой техники; а также за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.

Таким образом, налоговики (как и прочие проверяющие) смогут абсолютно законно проводить контрольные закупки. В настоящее время, напомним, вопрос о возможности проведения контрольной закупки органами, не являющимися оперативно-следственными, остается спорным. В частности, существовали разночтения между фискалами и арбитражными судами. Мы неоднократно сообщали (здесь, здесь и здесь), что суды считали, что налоговики не вправе это делать. Такая практика была сформирована под влиянием позиции ВАС, который отмечал, что проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, правом проведения которых налоговые органы не наделены. Однако после расформирования ВАС инициативу перехватил ВС, который никогда не был против проведения контрольных закупок налоговиками. Теперь начала формироваться противоположная судебная практика.