Контрольная закупка может проводиться только тогда, когда имеются признаки преступления со стороны проверяемого субъекта. Так решил суд апелляционной инстанции.

Сотрудников полиции вместе с сотрудниками налоговой инспекции, или порознь производящих контрольную закупку можно вежливо посылать … в суд. Постановление Тринадцатого ААС от 21 февраля 2012 г. по делу N А56-55056/2011 подтверждает решение суда первой инстанции о том, что контрольная закупка может использоваться только для раскрытия – предотвращения преступлений.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Выборгского района совместно с сотрудниками налоговой инспекции проведена проверка соблюдения обществом законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов  и (или) расчетов с использованием платежных карт.

В ходе проверки установлено, что водителем такси осуществлены наличные денежные расчеты с населением, при этом не пробит кассовый чек по контрольно-кассовой машине и не выдан проездной билет.

По результатам проверки составлен акт, на основании которого прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга в отношении Общества возбуждено административное производство по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, а именно - невыдача бланка строгой отчетности (проездного билета) при осуществлении наличных денежных расчетов, Постановление о возбуждении дела направлено на рассмотрение в налоговую  инспекцию, которая в свою очередь вынесла Постановление о виновности Общества и назначила наказание в виде 40 000 руб. административного штрафа.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, общество оспорило данное постановление в арбитражном суде, и выиграла его.

Судом первой инстанции установлено, что сотрудник прокуратуры лично внес плату за проезд, доказательств оплаты проезда физическими лицами, не являющимися сотрудниками инспекции или прокуратуры, не имеется.

В соответствии со статьями 6, 13 закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, правом проведения которых налоговые органы не наделены. В свою очередь оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Следовательно, проверочную закупку как один из видов оперативно-розыскных мероприятий можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, что также соответствует позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О и от 14.07.1998 N 86-О.

Поскольку нарушения в области применения ККТ признаков преступления не содержат, налоговые органы, в том числе совместно с сотрудниками милиции и прокуратуры, не вправе проводить проверочную закупку в целях установления факта совершения административного правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Значит, доказательства, подтверждающие событие вмененного обществу административного правонарушения, получены налоговой инспекцией с нарушением закона, и согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ оснований для привлечения Общества к ответственности не имеется.

Перед проведением контрольной закупки сотрудники полиции, прокуратуры и других ведомств должны доказать, что имеются квалифицирующие признаки преступления, то есть деяния прямо предусмотренного Особенной частью Уголовного Кодекса.