Налоговые органы, призванные контролировать, в том числе, применение ККМ при расчетах с населением, тем не менее, не обладают правом производить контрольные закупки. Это разрешено только специальным уполномоченным государственным органам при расследовании действительных или предполагаемых преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Как следует из материалов дела № А56-12256/2012, сотрудниками налогового органа лично осуществлена покупка услуги - ксерокопирование паспорта, стоимостью 3 (три) рубля. При этом проверяющие действовали на основании официального поручения. Не получив кассовый чек, а только товарный, составили акт проверки и оштрафовали ООО на 30000 рублей.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций  однозначны – признать решение налоговой незаконным и отменить его.

Законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ «О внесении изменений ….» закон «О применении ККМ…» дополнен пунктом, в соответствии с которым организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа - товарного чека, квитанции или другого, подтверждающего прием денежных средств.

Кроме того, в соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, правом проведения которых налоговые органы не наделены. В свою очередь оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Следовательно, проверочную закупку как один из видов оперативно-розыскных мероприятий можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, что также соответствует позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О и от 14.07.1998 N 86-О.

Поскольку нарушения в области применения ККТ признаков преступления не содержат, налоговые органы, в том числе совместно с сотрудниками милиции и прокуратуры, не вправе проводить проверочную закупку в целях установления факта совершения административного правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Такие мероприятия и доказательства не могут расцениваться как полученные в соответствии с требованиями закона, подтверждающие событие правонарушения.

Поскольку налоговая инспекция превысила свои полномочия, к тому же, товарный чек был выдан, суды отказались подтвердить ее решение.