По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «В» налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность включения в состав внереализационных расходов отчислений в резерв по сомнительным долгам в отношении задолженности ООО «Р». По мнению налогового органа, в приказе в качестве основания для списания задолженности компания необоснованно ссылается на учетную политику, в соответствии с которой резерв по сомнительным долгам не создается.

Суды трех инстанций (дело № А53-23595/2014) признали решение инспекции недействительным, указав на статью 266 НК, в которой не указано, что налогоплательщик вправе создавать резерв по сомнительным долгам только при условии, что это предусмотрено учетной политикой в целях налогообложения прибыли. Положениями этой статьи не установлено сроков принятия решения о формировании резерва или ограничений по таким срокам.

Таким образом, фактическое создание компанией резерва по сомнительным долгам не становится неправомерным, если это не было специально предусмотрено учетной политикой. При этом в налоговом учете создание резерва является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухучете.

Суды (постановление кассации Ф08-6592/2015 от 25.09.2015) отметили, что компанией соблюдены требования действующего налогового законодательства: сумма резерва определена по результатам проведенной на последнее число налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности и не превышает полную сумму выявленной на основании инвентаризации задолженности, срок возникновения такой задолженности составляет свыше 90 календарных дней.