В письме от 27 марта 2015 г. N 03-08-05/16994 Минфин еще раз рассказал о применении статьи 7 НК в редакции, недавно обновленной федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ (так называемым законом о контролируемых иностранных компаниях).

Речь идет о том, что при применении международных соглашений в части льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в РФ необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на льготы, предусмотренные соглашением, фактическим получателем дохода. Ранее ведомство уже приводило обновленные нормы и давало некоторые разъяснения по их применению.

Минфин дополняет, что положения международного договора РФ применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемый доход. Предоставление в государстве - источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду. Такое промежуточное звено, например, кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если, несмотря на свой формальный статус собственника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении него, что позволяет рассматривать ее в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц. О том, какие сделки могут считаться кондуитными, ведомство упоминало ранее.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для получения дохода. Это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. Следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы.

Ранее (уже с учетом обновленной редакции соответствующих норм НК) Минфин предлагал при определении фактического получателя дохода в виде дивидендов (бенефициарного собственника) использовать такой список документов (информации):

  • подтверждение, что иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ);
  • информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

Это касалось лиц, которые получают доход - им давался инструментарий для того, чтобы "откреститься" от льгот или от признания себя фактическими владельцами дохода, указать на реального собственника. На случай, если этот шаг пройден, или если лицо признает фактическим получателем себя, чиновники в новом письме пошли дальше - фактический получатель должен подтвердить, что он им является, и - более того - что не возникает экономии на налогах.

Для этого, по мнению Минфина, могут приниматься во внимание следующие документы (информация):

  • подтверждающие (опровергающие) наличие у покупателя (чиновники имели в виду, наверное, "получателя") дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученными дивидендами;
  • подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым РФ заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, которые свидетельствуют об отсутствии экономии на налоге у источника в РФ при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым РФ не заключен договор об ИДН);
  • подтверждающие ведение фактической предпринимательской деятельности получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым РФ заключен международный договор об ИДН.