Между ЗАО (поставщик) и ООО (покупатель) был заключен договор поставки продовольственных товаров. Дополнительным соглашением стороны установили право покупателя на получение премии за выполнение указанного объема поставок за 2011 год. 30 декабря 2011 года был составлен акт о предоставлении покупателю премии в размере 16,8 млн рублей. ООО, применяющее метод начисления, учло ее в доходах 2011 года. Премия была фактически выплачена в феврале 2012 года, а в июле 2012 года дополнительное соглашение о порядке предоставления стимулирующей премии было расторгнуто и компания представила уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 год, уменьшив доходы на сумму премии.

По результатам выездной налоговой проверки ООО инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав, что премия является скидкой, а при изменении цены товара компания в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 170 НК была обязана восстановить в 4 квартале 2011 года ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным товарам на суммы полученных премий. Кроме того, инспекция пришла к выводу о завышении убытка при исчислении налога на прибыль за 2011 год на сумму премии и предложила внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.

Суд первой инстанции (дело № А35-7407/2013) признал решение инспекции законным. Апелляция отменила решение суда, указав, что изменение цены в связи с выплатой премии не произошло, следовательно, основания для восстановления НДС отсутствовали. Кроме того, по мнению апелляции, пересчет налоговой базы производится в том периоде, в котором допущена ошибка. Значит, компания правомерно скорректировала налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 год при возврате премии.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что расторжение соглашения о возврате денежных средств не может рассматриваться как совершение ошибки в определении налоговой базы за 2011 год. Премии получены на законных основаниях, и компания некоторое время их использовала. Значит, возврат этих средств относится к операциям 2012 года. Суд также указал, что предоставленная компании премия непосредственно связана с поставками товаров и предусмотрена дополнительным соглашением, поэтому является формой торговой скидки, применяемой к стоимости товара. Следовательно, спорная премия, по мнению суда, является уменьшением стоимости товара, и компания в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК была обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Однако при последующем расторжении договора компания была вправе отразить в составе налоговых вычетов восстановленный НДС.

Данный вывод соответствует правовой позиции ВАС, изложенной в постановлении президиума №11637/11 от 07.02.2012. Судья ВС (310-КГ14-4621 от 10.12.2014) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Ранее мы информировали об иной квалификации судами по аналогичным делам выплат премий и необходимости восстановления НДС по ним.