Но даже этих средств не хватит, чтобы полностью покрыть расходы бюджета на строительство и капитальный ремонт жилого фонда.

С 2016 года начнется резкий рост поступлений в столичный бюджет доходов в связи с введением нового налога на недвижимость. Об этом говорится в проекте бюджета Москвы на 2015-2017 годы, который рассматривает Мосгордума. В 2015 году владельцы недвижимого имущества заплатят в бюджет города 3,37 млрд рублей, в 2016-м — 7 млрд, в 2017-м — 9,5 млрд. По словам экспертов, таким образом Москва сможет частично компенсировать потери от ухода в другие регионы нефтегазовых компаний, которые составляют до 80 млрд рублей.

Новый порядок расчета налога на имущество физических лиц был представлен мэру Москвы 14 октября. До сих пор налоги вычислялись исходя из инвентаризационной стоимости квартиры, то есть высчитывалось, сколько стоят стройматериалы, из которых возведена квартира в доме, с учетом их износа. Соответственно, как рассказывал глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников, владельцы старинного дома в центре города платили меньше, чем собственники новостроек на окраинах. По его словам, жители квартир в домах, построенных после 2012 года, вообще не должны были платить этот налог, потому что инвентаризационная стоимость этой недвижимости не определялась. Теперь же будет применяться кадастровая стоимость, которая приближена к рыночной цене квартиры, но ниже ее в среднем на 10-20%, уточнили в департаменте экономической политики. Конкретные ставки для жилья разной стоимости были установлены правительством Москвы.

Как сказано в проекте бюджета, резкий рост доходов по увеличенному налогу ожидается с 2016 года: тогда начнутся первые выплаты по новым ставкам. В этом году собственники недвижимости, как предполагается, заплатят 3,37 млрд рублей. Для сравнения: по той же статье за 2013 год в бюджет города поступило 2,11 млрд рублей.

В 2016 году мэрия предполагает собрать почти в два раза больше доходов по налогу на имущество физлиц — 7,01 млрд рублей. В 2017 году власти рассчитывают получить 9,54 млрд рублей. Прогноз по налоговым доходам по этой категории на 2018-2020 годы можно будет сделать не раньше 2016-го, уточнили в департаменте экономической политики и развития Москвы.

При этом поступлений от повышенного налога на квартиры не хватит, чтобы полностью покрыть расходы бюджета на строительство и капитальный ремонт жилого фонда. Согласно проекту бюджета, «на реализацию мероприятий по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2015-2017 годы в объеме 18,8 млрд рублей ежегодно. Согласно Адресной инвестиционной программе Москвы на 2014-2017 годы, на строительство нового жилья и реновацию существующей жилой застройки должно быть потрачено 159 млрд рублей из бюджета. В эти мероприятия входит как снос старых домов, освобождение территории (например, завода «Красная Пресня») под жилую застройку, так и само строительство.

Самая большая часть доходов в столичный бюджет — налог на доходы физических лиц (в 2015 году НДФЛ составит 51% всех поступлений) и налог на прибыль организаций (в 2015-м он составит 33,3% всех поступлений). Согласно документу, в 2014 году доходы города составят 1,2 трлн рублей (ожидаемая оценка). В 2015 году они увеличатся на 84,9 млрд, в 2016-м — еще на 49,3 млрд, а в 2017-м — еще на 65,8 млрд рублей.

При этом налог на прибыль предприятий, как ранее говорил Максим Решетников, снижается: по итогам 10 месяцев 2014 года этот показатель уменьшился на 10%. Если в 2014 году налог должен принести в бюджет 452 млрд рублей, то в 2015-м — 445 млрд рублей. Зато доходы города от НДФЛ вырастут. В 2014 году они должны составить 640 млрд рублей, в 2015-м — 682 млрд рублей. Вырастет доход и от налога на имущество организаций. В 2015 году этот показатель должен составить 92 млрд рублей, в 2016-м — 100 млрд рублей. Увеличатся поступления и по транспортному налогу. В 2014 году доходы по нему должны составить 17 млрд рублей, в 2015 году — 18 млрд рублей.

При этом бюджет остается формально дефицитным. В 2015 году дефицит составит 147 млрд рублей. Из-за того что в процессе торгов при госзакупках экономится часть средств, а часть резервного фонда к концу года остается нетронутой, сэкономленные деньги в итоге обычно покрывают разницу между расходами и доходами, поэтому реального дефицита по сути нет.

Советник Института современного развития Никита Масленников отметил, что в новом порядке расчета налога на имущество физических лиц остается еще ряд моментов, требующих уточнения.

— Например, по существующим законодательным нормам налоговую льготу можно применять только один раз либо для городской, либо для загородной недвижимости, — привел пример эксперт.

При этом Масленников назвал налог «справедливым»: аналогичная статья доходов формирует существенную часть бюджета во многих зарубежных странах.

— Так, в Нью-Йорке эти доходы составляют около 40% от бюджета, а в отдельных муниципальных образованиях США этот показатель доходит до 80%. Такая же ситуация в Канаде, — говорит он.

По словам Масленникова, потери от ухода консолидированных групп налогоплательщиков несоизмеримо больше доходов, которые, как планируется, поступят от налога на имущество физических лиц. Напомним, с 2013 года московский бюджет может лишиться существенной части доходов от нефтегазовых компаний, в том числе «Газпрома», в связи с тем, что холдинги получили право создавать консолидированные группы налогоплательщиков. Теперь выплаты должны распределяться по всем регионам, в которых работает группа.

— По самым примерным оценкам, этот показатель составляет от 50 млрд до 80 млрд рублей. У Москвы есть потребность в компенсации этих убытков, и она вполне может претендовать на это со стороны федерального бюджета. Кроме того, ситуацию действительно могут частично исправить новые ставки налога на имущество, — пояснил он.