Компания заявила в уточненной декларации по НДС вычет по операциям поставки товара на экспорт. В подтверждение фирма представила товарные накладные ТОРГ-12, счет-фактуру, полученный от российского продавца этого товара, контракт с иностранной фирмой на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, ГТД о вывозе с отметками таможни, выписки банка, подтверждающие получение валютной выручки, и международную товарно-транспортную накладную.

По результатам камеральной проверки этой декларации инспекция отказала компании в вычетах, ссылаясь на недостоверность представленной информации. Инспекция в ходе проверки направила требование о предоставлении документов по спорной сделке российскому контрагенту компании - поставщику товаров, которое исполнено не было.

Директор компании-экспортера на вопросы проверяющих отвечать отказался. При осмотре ее помещения инспекция установила, что входные двери опечатаны печатями УБЭП и ПК МВД.

Инспекция также обратила внимание, что товар реализован на экспорт по цене ниже цены его покупки на внутреннем рынке.

К тому же, из анализа движения денежных средств видно, что перечисленные денежные средства за товар продавцу от компании в дальнейшем перечислялись по цепочке фирм-«однодневок», учредитель которых является руководителем более 10 компаний.

Кроме того, счет-фактура и ГТД не отражены в книгах покупок и продаж компании, в связи с чем невозможно установить, в каком налоговом периоде и по какому счету-фактуре предъявлен налог к вычету. 

Суды трех инстанций (дело № А21-2501/2013) признали решение инспекции правомерным. Суды со ссылкой на постановление президиума ВАС от 08.02.2005 № 10423/04 указали, что реализация товара на экспорт ниже цены его покупки на внутреннем рынке противоречит положениям пункта 1 статьи 2 ГК, определяющего предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли.